Регулирование деятельности естественных монополий

 

В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задаются технологией, а оборудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать (это энергетика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.). Т.е. естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм. Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объеме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм.

Естественные монополии в огромной степени определяют всю структуру производственных и потребительских цен, влияют на экономические и финансовые процессы, динамику доходов населения.

Причинами возникновения естественной монополии могут быть:

• особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска;

• экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности; ,

• недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском.

Если отрасль является естественной монополией, это дает фирме возможность установления цены выше издержек и ограничения объема выпуска по сравнению с оптимальным для общества. Т.е. предприятия естественной монополии нельзя организовывать на началах свободной конкуренции (тогда они превращаются в олигополии и при сокращении объемов производства устанавливают монопольные цены, что порождает рост цен в других отраслях). Такая отрасль требует определенных мероприятий со стороны правительства для достижения эффективности производства и размещения ресурсов. За функционирование отраслей естественных монополий отвечает перед парламентом исполнительная власть.

Основными формами государственного регулирования естественных монополий служат:

• 1. ценообразование на продукцию естественных монополий;

• 2. ограничение доходности фирмы - естественной монополии;

• 3. регулирование отношений собственности на фирмы, действующие на рынке естественных монополий.

1. Цены и тарифы на продукцию естественных монополий – основной объект регулирования. Схемы установления цен на продукцию естественной монополии преследуют общую цель снижения потерь общественного благосостояния от монопольной власти, не жертвуя производственной эффективностью.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию. Цены (тарифы) на продукцию субъектов естественных монополий, отпускаемые предприятиям, устанавливаются исходя из того, что их прирост не должен превышать прогнозируемого Минэкономразвития России прироста цен производителей промышленной продукции (без продукции легкой и пищевой промышленности).

Одной из проблем, связанной с ценообразованием на продукт естественной монополии, является проблема качества продукции. В условиях регулируемой цены фирма не имеет стимулов к повышению качества товара. Более того, при данной установленной государством цене фирма может повысить прибыль путем снижения издержек производства за счет снижения качества товара. При отсутствии конкуренции на рынке снижение качества продукции не оказывает существенного влияния на ее положение. Теоретически государство может использовать два рычага: включение показателей качества в перечень регулируемых нормативов и практику компенсации потерь потребителей за счет фирмы-производителя в случае снижения качества товара ниже допустимого уровня. Но и это не создает стимулов для повышения качества.

2. Прямое регулирование цен на продукцию естественной монополии государством может быть заменено контролем над уровнем доходности. Именно такой метод используется в практике США. Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния. Государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою пользу, чтобы конкуренция могла быть уравновешенной.

Однако многие экономисты считают, что регулирование нормы доходности оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой фирмы. Наблюдается так называемое избыточное инвестирование (фирма стремится заместить капитальными ресурсами другие используемые факторы производства).

3. Передача предприятий в государственную собственность является наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий.

Одним из возможных способов снижения потерь общества от монопольной власти, альтернативных прямому регулированию деятельности фирмы, служит стимулирование конкуренции на рынке естественной монополии. Наиболее сложным вопросом является проблема определения оптимальной остроты конкуренции. Применительно к потенциально конкурентным сегментам сферы деятельности естественной монополии государственная политика должна состоять в стимулировании входа новых фирм и снижении барьеров входа на рынок.

В ряде случаев выигрыш эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует потери общества от злоупотребления монопольной властью. Тогда государству целесообразно пойти на реорганизацию отрасли естественной монополии путем разукрупнения фирм-производителей. В тех отраслях, где реорганизация или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных элементов является развитие конкуренции за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара. Государство продает естественной монополии право осуществлять тот или иной вид деятельности в форме франчайзинга. Подобный метод государственного регулирования используется в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание. Преимущества франчайзинга заключается в том, что он предоставляет эффективное ограничение деятельности монополиста, поскольку всегда существует угроза невозобновления контракта, если его условия не выполнены.