МЕНЕДЖМЕНТ В ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Фермерское хозяйство как бизнес состоит из двух взаимосвязанных аспектов: технической стороны производства (технологии земледелия, животноводства, обработки почвы) и функций и служб, обеспечивающих поддержку производственного процесса.
Роль менеджера сельскохозяйственного предприятия отличается от той, которую играл руководитель в системе централизованной экономики. Круг его обязанностей расширяется по мере того, как он начинает отвечать и отчитываться за такие действия, как постановка задач, планирование деятельности предприятия, реализация, контроль и принятие решений.
Менеджмент фермы (управление фермерским хозяйством как деловым предприятием) можно определить как вид деятельности, сочетающий планирование и управление с сельскохозяйственным производством.
Проблема планирования заключается в том, как распределить имеющиеся ресурсы по различным направлениям деятельности так, чтобы удовлетворить потребности человека (или организации) наилучшим образом.
Руководитель фермерского хозяйства должен обладать следующими качествами:
способностью организовать себя и других для достижения конкретных целей;
знанием основных технических и технологических вопросов производства и маркетинга продукции фермы;
умением общаться со всеми, занятыми в процессе производства и маркетинга, для получения точной непрерывной информации;
способностью стимулировать всех вовлеченных в производство и маркетинг для достижения конкретных целей и задач;
способностью принимать решения.
Менеджмент фермы — это больше, чем просто планирование. Едва ли фермер достигнет желаемой цели, составляя планы и жестко следуя им вне зависимости от конкретной ситуации.
Планирование требует от менеджера оценки будущих событий — составления прогноза. Однако в реальной жизни руководитель фермерского хозяйства действует в постоянно изменяющихся условиях в обстановке риска и неуверенности, редко совпадающей с прогнозом.
Приведем факторы, влияющие на изменение обстановки:
технические — погодные условия, болезни растений и животных, изменение технологии;
ценовые — изменение спроса и предложения на рынке;
организационные — политика официальных учреждений и банков;
человеческие — поведение конкретных людей, изменения в кадровом составе.
Сравнение реальных результатов с ожидаемыми происходит в процессе постоянного контроля, по итогам которого менеджер должен принять меры к урегулированию проблем или извлечению выгоды из возникших ситуаций. Непременное условие этого — наличие достоверной информации, которую условно можно разделить на три категории:
о макроокружении предприятия — социальные, экономические, политические факторы, на которые фермеру чрезвычайно трудно или невозможно повлиять, например политические решения о масштабах и формах поддержки сельского хозяйства;
о микроокружении предприятия — рыночные факторы, на которые влияют законы спроса и предложения;
о наличии и качестве ресурсов — площадь земель, качество почвы, топография и т. д.