МЕНЕДЖМЕНТ В ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

Фермерское хозяйство как бизнес состоит из двух взаимосвя­занных аспектов: технической стороны производства (технологии земледелия, животноводства, обработки почвы) и функций и служб, обеспечивающих поддержку производственного процесса.

Роль менеджера сельскохозяйственного предприятия отличает­ся от той, которую играл руководитель в системе централизован­ной экономики. Круг его обязанностей расширяется по мере того, как он начинает отвечать и отчитываться за такие действия, как постановка задач, планирование деятельности предприятия, реа­лизация, контроль и принятие решений.

Менеджмент фермы (управление фермерским хозяйством как деловым предприятием) можно определить как вид деятельности, сочетающий планирование и управление с сельскохозяйственным производством.

Проблема планирования заключается в том, как распределить имеющиеся ресурсы по различным направлениям деятельности так, чтобы удовлетворить потребности человека (или организа­ции) наилучшим образом.

Руководитель фермерского хозяйства должен обладать следую­щими качествами:

способностью организовать себя и других для достижения кон­кретных целей;

знанием основных технических и технологических вопросов производства и маркетинга продукции фермы;

умением общаться со всеми, занятыми в процессе производства и маркетинга, для получения точной непрерывной информации;

способностью стимулировать всех вовлеченных в производство и маркетинг для достижения конкретных целей и задач;

способностью принимать решения.

Менеджмент фермы — это больше, чем просто планирование. Едва ли фермер достигнет желаемой цели, составляя планы и жес­тко следуя им вне зависимости от конкретной ситуации.

Планирование требует от менеджера оценки будущих собы­тий — составления прогноза. Однако в реальной жизни руководи­тель фермерского хозяйства действует в постоянно изменяющихся условиях в обстановке риска и неуверенности, редко совпадающей с прогнозом.

Приведем факторы, влияющие на изменение обстановки:

технические — погодные условия, болезни растений и живот­ных, изменение технологии;

ценовые — изменение спроса и предложения на рынке;

организационные — политика официальных учреждений и банков;

человеческие — поведение конкретных людей, изменения в кадровом составе.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми происходит в процессе постоянного контроля, по итогам которого менеджер должен принять меры к урегулированию проблем или извлечению выгоды из возникших ситуаций. Непременное условие этого — наличие достоверной информации, которую условно можно раз­делить на три категории:

о макроокружении предприятия — социальные, экономичес­кие, политические факторы, на которые фермеру чрезвычайно трудно или невозможно повлиять, например политические реше­ния о масштабах и формах поддержки сельского хозяйства;

о микроокружении предприятия — рыночные факторы, на ко­торые влияют законы спроса и предложения;

о наличии и качестве ресурсов — площадь земель, качество по­чвы, топография и т. д.