АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

 

Шумихин В.Г., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора Пермского государственного национального исследовательского университета.

 

6 апреля 2011 г. был принят Федеральный закон N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Согласно ст. 3 данного Закона административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Несомненно, что возвращение института административного надзора является своевременной и необходимой мерой для адаптации осужденных к жизни в обществе. В то же время законодатель установил уголовную ответственность за уклонение от административного надзора. В ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ предусматривается уголовная ответственность за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а также за самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора. Практическое осуществление административного надзора выявило ряд определенных проблем. Так, достаточно часто поднадзорные лица систематически умышленно нарушают ограничения, установленные административным надзором, не связанные с указанными в ст. 314.1 деяниями. По данным ГУ МВД по Пермскому краю, в 2012 г. административный надзор был установлен в отношении 1230 освобожденных из мест лишения свободы.

Более половины из них, т.е. 793 лица, неоднократно нарушали ограничения, установленные в рамках административного надзора, и в отношении их был составлен 1571 протокол об административных правонарушениях. Среди совершенных поднадзорными лицами правонарушений доминируют административные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка, которые составили более 70% всех протоколов за административные нарушения. Данные нарушения направлены против спокойного труда и отдыха граждан, проживающих по соседству с поднадзорными, и являются почвой для совершения ими преступлений. Очевидно, что меры административного воздействия, оказывающие профилактическое влияние на законопослушных граждан, слабо действуют на контингент поднадзорных, основная масса которых - это рецидивисты и лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления. Даже применение в отношении их административного ареста малоэффективно. Анализ преступлений, совершенных этими лицами, показывает, что чаще всего они связаны и с нарушением тех ограничений, которые установлены судом.

Представляется, что предусмотренных действующим законодательством уголовно-правовых мер явно недостаточно для выполнения задач, обозначенных в ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Необходимо установить уголовную ответственность за систематическое нарушение поднадзорными лицами ограничений, установленных в рамках административного надзора. Подобным путем пошли в Республике Беларусь. В ч. 1 ст. 194.3 Уголовного кодекса Беларуси установлена ответственность лица, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за нарушение правил административного надзора или самовольное оставление места жительства, а равно неприбытие без уважительных причин в определенный срок к избранному местужительства.

Российский законодатель 10 лет назад отказался от применения норм с административной преюдицией в Уголовном кодексе РФ, поэтому наиболее приемлемой конструкцией объективной стороны в этом случае является использование признака систематичности. Систематичность представляет собой совершение трех и более (в нашем случае) нарушений административного надзора. Диспозицию ст. 314.1 следовало дополнить указанием на систематичность нарушений ограничений, установленных административным надзором, без уважительных причин. Можно предложить следующую редакцию этой статьи: "...неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок или самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, а равно систематическое нарушение поднадзорным административных ограничений или ограничений, установленных судом".

Наряду с этим возникает и другая проблема, заключающаяся в избыточности постпенитенциарного воздействия. В соответствии с Законом административный надзор может быть установлен и после отбывания наказания в виде ограничения свободы как дополнительное наказание. Содержание ограничительных мер административного надзора и ограничения свободы практически совпадает. В ст. 53 Уголовного кодекса РФ предусмотрена по сути та же совокупность ограничений, которая может быть назначена при административном надзоре: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы этой территории, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не менять место жительства или пребывания. Это означает, что после отбытия ограничения свободы ограничительные меры в том же объеме продолжают действовать, но уже под видом административных мер. Длительный срок надзора до пяти лет явно будет затруднять социальную адаптацию поднадзорных лиц. Совершенно правильно отмечалось авторами ряда публикаций, что содержательная идентичность ограничения свободы и административного надзора в правовом смысле "размывает" границы между уголовно-правовыми и административно-правовыми мерами. Поэтому, на наш взгляд, Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" требует корректировки в том плане, чтобы исключить возможность установления административного надзора в отношении лиц, отбывших уголовное наказание в виде ограничения свободы.

В определенной корректировке нуждаются положения Закона и по порядку установления административного надзора. Вряд ли можно считать оптимальным решение этих вопросов с позиции гражданского судопроизводства, как это предусмотрено в гл. 26.2 ГПК РФ. Данные вопросы должны решаться в рамках административного процесса исходя из юридической природы этих отношений.