Финансы государственного и муниципального сектора как ресурсный потенциал

Государственные финансы включают в себя бюджеты центрального правительства, региональных и местных органов власти всех уровней, а также существующие в ряде стран социальные или «резервные» (стабилизационные) внебюджетные фонды. Они являются важнейшей составной частью хозяйственного механизма любой страны и одновременно тем рычагом, с помощью которого ее правительство оказывает воздействие на весь процесс производства и распределения.

В рыночной экономике бюджетная система призвана выполнять три важнейшие задачи (рисунок 1.7).

Первая носит фискальный характер.

Вторая задача - обеспечить возможность регулирования экономики.

Третья задача призвана обеспечить выполнение социальной функции государства по некоторому выравниванию доходов.

Искусство бюджетной политики заключается в том, чтобы, учитывая давление особых интересов различных социальных групп, оптимально сочетать эти порой противоречащие друг другу и в то же время взаимосвязанные функции.

 

Как показано на рисунке 1.8 общественный сектор рыночной экономики включает государственный сектор со всем многообразием его

Рисунок 1.7 - Важнейшие задачи бюджетной системы

в рыночной экономике

Рисунок 1.8 - Состав общественного сектор рыночной экономики

экономических категорий и инструментов (бюджет, налоги, государственные расходы, государственную собственность, государственное предпринимательство), сектор МСУ (местные финансы, местная собственность и т.д.), а также некоммерческий сектор экономики, поскольку деятельность всех трех составляющих направлена на обеспечение и предоставление общественных благ потребителям.

Одна из исходных предпосылок экономики общественного сектора (ЭОС) заключается в том, что для достижения целей государство и общественный сектор в целом используют главным образом финансовые инструменты (налоги, государственные расходы и т.д.).

 

Именно государство устанавливает и поддерживает экономический порядок, защищает права других субъектов - предприятий, домохозяйств, некоммерческих организаций. Для реализации этих прав, а также для других функций, делегированных обществом, государство аккумулирует государственные финансовые ресурсы (или общественные финансы)на основе законного изъятия (налогообложения) части дохода других субъектов рыночных отношений.

 

Концептуальной задачей для ЭОС является определение возможности оптимизации принудительного перераспределения ресурсов для достижения оптимальных параметров экономической и социальной эффективности.

Для оценки ресурсного потенциала ЭОС выделим важнейшую составляющую этого потенциала - финансы общественного сектора, рассмотрим их долю в структуре финансовой системы, попробуем оценить масштабы общественных финансов современной России.

Финансовая система любой страны, в том числе РФ, включает, как известно, комплекс составляющих - государственные и негосударственные финансовые органы, и структуры, фонды финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, а также систему взаимосвязей между ними.

Финансы общественного сектора определяются как отношения по поводу системного перераспределения государственных, муниципальных финансов и ресурсов негосударственного некоммерческого сектора экономики на основе противоречивой взаимосвязи интересов федерального, субфедерального, муниципального уровней управления и населения в целях достижения устойчивого социально-экономического развития общества.

Критерием, позволяющим объединить общественные финансы в отдельную подсистему, является достижение единой цели - обеспечение производства и доставка потребителям общественных благ, т.е. товаров коллективного пользования, которые обладают особыми свойствами и предоставление которых осуществляется либо государством (чистые общественные блага), либо государством, рынком и некоммерческим сектором (смешанные общественные блага).

Структурно к финансам общественного сектора как части финансовой системы относятся элементы, представленные на рисунке 1.9:

Рисунок 1.9 – Структура финансов общественного сектор

 

На уровне субъекта РФ состав и структура финансов общественного сектора региона выглядит следующим образом (рисунок 1.10).

К общественным финансам (государственным и муниципальным) относятся:

Федеральный бюджет РФ.

Бюджеты субъектов РФ.

Государственный кредит.

Государственные внебюджетные социально-страховые фонды.

Местные бюджеты.

Внебюджетные фонды органов местного самоуправления.

 

Рисунок 1.10 - Структура финансов общественного сектора региона

 

Состав финансов общественного сектора отличается от государственных и муниципальных финансов современной России, вбирая ресурсы общества, так или иначе связанные с производством и поставкой разнообразных общественных благ.