Методы и организация анализа показателей консолидированной финансовой отчетности

 

Целью анализа консолидированной финансовой отчетности является информационное обеспечение принятия тех управленческих решений, на которые существенно влияют фактические и прогнозируемые данные о финансовом состоянии не одного предприятия, а всей группы взаимосвязанных предприятий. В качестве основных задач анализа консолидированной финансовой отчетности определена оценка финансового состояния и результатов деятельности группы; оценку эффективности деятельности каждого отдельного предприятия группы и его влияния на общий финансовый результат группы как единой экономической единицы; оценку характера дивидендной политики материнского предприятия; оценку характера трансфертного ценообразования; оценка эффективности внутригрупповых инвестиций.

Для комплексного анализа финансового состояния предприятия необходимо оценить тенденции наиболее общих показателей, которые с разных сторон характеризуют финансовое состояние предприятия.

Показателями и факторами хорошего финансового состояния предприятия могут быть:

- Стойка платежеспособность,

- Эффективное использование капитала,

- Своевременная организация расчетов,

- Наличие стабильных финансовых ресурсов.

Показатели и факторы неудовлетворительного финансового состояния:

- Неэффективное размещение средств,

- Недостаток собственных оборотных средств,

- Наличие устойчивой задолженности по платежам,

- Негативные тенденции в производстве.

В общих показателей комплексной оценки финансового состояния принадлежат показатели доходности и рентабельности.

Большое значение имеет анализ структуры доходов предприятия и оценка взаимосвязи прибыли с показателями рентабельности. Важно проанализировать связь прибыли предприятия с формирующими прибыль факторами, облегчает практическую ориентацию в этих вопросах.

Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель - уровень рентабельности.

Уровень рентабельности предприятий, связанных с производством продукции (товаров, услуг), определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к ее себестоимости:

 

Р = (П / С) 100,

 

где Р - уровень рентабельности,%;

П - прибыль от реализации продукции, руб .;

С - себестоимость продукции, руб.

Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного питания определяется как процентное отношение прибыли от реализации товаров (продукции общественного питания) к товарообороту.

При анализе изучают динамику изменений объема чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, влияющие на них. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности продукции, финансовые результаты и расходы от операционной обычной деятельности, величина налога на прибыль и других налогов, выплачиваемых из прибыли.

Анализ доходности предприятия проводится в сравнении с планом и предыдущим периодом. В условиях инфляции важно обеспечить объективность показателей и предотвратить их искривление через постоянное повышение цен. Анализ проводится по данным работы за год. Прошлогодние показатели нужно привести в соответствие с показателями отчетного года с помощью индексации цен.

При рыночных отношениях существует персонифицированный интерес руководства и коллективов предприятий к фактически достигнутого уровня рентабельности, существенно влияет на результативность хозяйственной деятельности.

На предприятиях негосударственных форм собственности для акционеров и учредителей важнейшее значение имеет рентабельность их паевых и уставных взносов в составе общих инвестиций. Поэтому этому аспекту оценки финансового состояния предприятия необходимо уделить серьезное внимание.

Практика рекомендует для оценки рентабельности предприятия использовать систему взаимосвязанных показателей рентабельности. С этой целью необходимо использовать две основные группы показателей рентабельности:

а) показатели, рассчитанные на основании текущих расходов (стоимости продажи);

б) показатели, рассчитанные в связи с использованием производственного капитала (производственных активов).

Для всесторонней комплексной оценки различных показателей рентабельности можно использовать зарубежный опыт оценки этих показателей.

Показатели рентабельности группы "а" рассчитываются на основе данных бухгалтерского учета доходов и убытков и составляют систему таких коэффициентов:

1) коэффициент предельного уровня валового дохода (К1)

 

К1 = Сп / Чоп = 1 - Упр / Чоп,

 

где Сп - сумма валовой прибыли;

Упр - стоимость продажи (реализации продукции, работ, услуг);

Чоп - чистый объем продаж (реализации);

2) коэффициент предельного уровня прибыли от основной операционной деятельности (К2)

 

К2 = Под / Чоп,

 

где Под - сумма прибыли, полученной от основной операционной деятельности;

3) коэффициент предельного уровня прибыли от всей деятельности предприятия - операционной, финансовой, инвестиционной (К3)

 

К3 = П / Чоп,

 

где П - сумма прибыли до выплат по долгосрочным обязательствам и налоговых выплат;

4) коэффициент предельного уровня чистой прибыли (K4)

 

К4 = Чп / Чоп,

 

где Чп - сумма чистой прибыли после выплаты процентных сумм по долгосрочным обязательствам и уплаты налогов;

5) критический коэффициент рентабельности (K5)

 

К5 = (Чоп - Зв) / Чоп,

 

где Сб - это сумма переменных затрат в составе стоимости продажи.

В международной практике вся предпринимательская деятельность корпораций, фирм и других предприятий четко делится на три вида: операционная (основная); инвестиционная - вложение денег в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения; финансовая - учет полученных (уплаченных) дивидендов, процентов и тому подобное. Такое разделение видов деятельности находит отражение в соответствующих формах отчетности.

Из приведенных формул понятно, что все коэффициенты имеют ту же базу расчета - чистый объем продаж (валовые поступления за вычетом суммы возврата и дисконтных скидок).

Эти, а также приведены ниже показатели рентабельности взаимодополняют друг друга и позволяют осуществить комплексную оценку финансового состояния предприятия.

Показатели рентабельности группы "б" рассчитываются как отношение прибыли и средств, вложенных в предприятие учредителями, акционерами и инвесторами. Зарубежный опыт свидетельствует, что по данным отчета о прибыли (убытков) и балансового отчета целесообразно рассчитать следующие коэффициенты:

1) коэффициент отдачи на всю сумму производственных активов (К6)

 

К6 = Чп / ВА,

 

где ВА - среднегодовая величина всех производственных активов предприятия;

2) коэффициент отдачи от инвестированного капитала (К7)

 

К7 = П / СА,

 

где СА - среднегодовая сумма всех активов предприятия за вычетом краткосрочных обязательств, или среднегодовая сумма капитализированных средств (акционерный капитал + долгосрочные обязательства);

3) коэффициент отдачи на акционерный капитал (Kg)

 

К8 = Чп / СК,

 

где СК - среднегодовая сумма собственного капитала, представленная акционерным капиталом.

Коэффициент отдачи активов характеризует величину доходности всего потенциала, которым располагает предприятие (его называют показателем мастерства использования капитала менеджерами предприятия). Этот показатель для более детальной оценки может исчисляться в различных модификациях: в числителе формулы могут использоваться различные показатели прибыли: валового, операционного, до вычета налогов и т. Д.

Коэффициент отдачи инвестиций характеризует эффективность отдачи только части всего капитала - долгосрочных инвестиций и капитализированной прибыли предприятия. Этот коэффициент характеризует финансовое состояние предприятия в целом. Например, финансовая устойчивость снижается, когда процентная ставка на заемные средства превышает величину этого коэффициента.

Важную роль в комплексной оценке финансового состояния предприятия, особенно в акционированных предприятиях, играет третий из рассмотренных показателей - коэффициент отдачи акционерного капитала.

Несмотря на то, что консолидированная финансовая отчетность выполняет только дополняющую функцию, при анализе целесообразно использовать не только данные консолидированной, но и первичной отчетности (рис. 3.2). В бакалаврской роботиации предложено использовать коэффициент эффективности инвестиций головного предприятия в зависимое предприятие, общий коэффициент эффективности инвестиций, коэффициент использования чистой прибыли на выплату дивидендов, коэффициент внутригрупповой активности и др.

В бакалаврской работе также рассмотрены основные факторы влияния порядка учета гудвилла на структуру баланса и финансовые результаты по данным консолидированной финансовой отчетности. К ним отнесены: способ оценки гудвилла на дату баланса, тип гудвилла, метод дальнейшего учета, срок полезного использования в случае его амортизации, корректность проведения теста на обесценение активов.

Прогнозирование показателей консолидированной финансовой отчетности является неотъемлемым элементом использования такой отчетности при разработке управленческих решений. Простое копирование алгоритмов существующих методов прогнозирования финансовой отчетности для целей составления прогнозируемой консолидированной отчетности является неприемлемым. Данную проблему можно решить путем соответствующей построения процесса прогнозирования, поэтому предложена концепция составления прогнозируемой консолидированной финансовой отчетности по восходящему принципу: введение единой методики планирования и прогнозирования в пределах группы, составление прогнозируемой первичной финансовой отчетности каждым участником группы и дальнейшая ее консолидация материнским предприятием.

Трудности с практическим использованием консолидированной финансовой отчетности и мнения о нецелесообразности ее применение связано с возможным несоответствием расходов, связанных с ее составлением, и тех преимуществ, которые она может обеспечить, длительностью процесса ее подготовки. Несмотря на это, прикладные задачи управления группой могут быть решены только при использовании компьютерных технологий. В диссертации определены те задачи, которые должен выполнять программный продукт, обеспечивающий консолидацию, возможность автоматической коррекции внутригрупповых операций. При создании программного продукта собственными силами предприятиям предложено использовать разработанные формы внутригрупповой отчетности, матрицы соответствия и рабочие консолидационные таблицы.