Законодательно-нормативное обеспечение бухгалтерского учета по консолидированной финансовой отчетности в Украине

 

Можно выделить в обеспечении бухгалтерского учета нормативный, законодательный, конституционный уровне. Рассмотрим в таблицци 1.3 нормативные документы финансовой отчетности, их краткое содержание.

Большинство из этих нормативных документов введена в действие с 01.01.2000 г., а другая - в последующий период их разработки и утверждения. Анализ принятых нормативных документов свидетельствует, что система нормативно-правового обеспечения бухгалтерского финансового учета в Украине приобрела многоуровневого характера.

Первый уровень - конституционный, который обеспечивает регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности на основе Конституции Украины, которая является единственным нормативно-правовым актом высшей юридической силы основной закон Украины устанавливает общие принципы осуществления предпринимательства. Ее положения являются нормами прямого действия, а это значит, что государственные законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и должны соответствовать ей.

Второй уровень - законодательный, который прежде всего включает Закон О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине. [3] .В этом законе предусмотрена обязательность ведения бухгалтерского финансового учета всеми юридическими лицами, независимо от их организационно-правового статуса и форм собственности, определены его основные принципы, цель, основные понятия, единые правила ведения и порядок регулирования, обязанности и ответственность лиц за организацию бухгалтерского финансового учета на предприятии, требования к финансовой отчетности предприятия, а также взаимоотношения с потребителями информации.Разом с тем сложилось, что некоторые вопросы ведения бухгалтерского финансового учета регулируются кодексами Украины, другими законами, в частности «О хозяйственных обществах», «О налогообложении прибыли предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование».

Третий уровень - нормативный. К нему относятся П (С) БУ, План счетов бухгалтерского учета, Инструкция к его применению, и тому подобное.

Несмотря на то, что все эти П (С) БУ базируются на МСБУ, между ними существуют некоторые различия. Самой главной из них, в частности, является отсутствие концептуальной основы П (С) БУ. С целью единой интерпретации содержания П (С) БУ, Плана счетов и других нормативных документов бухгалтерами возникает необходимость в разработке методических рекомендаций, по их применению.

Таким образом, проанализировав нормативно-правовую базу видно, как быстро меняются нормативные документы, принимаются новые документы, дополнения и изменения в уже действующих. Так со дня принятия независимости Украины и до сегодняшнего дня еще не создалась стала законодательная нормативная база, как бы удовлетворяла все группы пользователей.

Рассмотрим подробнее структуру положения (стандарта) бухгалтерского учета в Украине, непосредственно определяет порядок составления консолидированной финансовой отчетности и общие требования к раскрытию информации по составлению консолидированной финансовой отчетности. (Рис 1.4). Данное положение состоит из трех разделов, первый раздел определяет понятие терминов, используемых в положение. Второй раздел определяет общий порядок составления и представления консолидированной финансовой отчетности. Третий раздел определяет порядок раскрытия информации, содержащейся в консолидированной отчетности.

Консолидированная финансовая отчетность служит разновидностью бухгалтерской отчетности и предназначена для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности группы субъектов хозяйствования, основанных на отношениях контроля. Эта финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и предоставляется внешним пользователям для принятия экономических решений. Консолидированная финансовая отчетность обеспечивает гарантированный доступ заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов.

Рисунок 1.4 стуктуре П (С) БУ 20 «Консолидированная финансовая отчетность»

Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16 июля 1999 года №996-XIV установлено, что предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность. Согласно Закону Украины "Об аудиторской деятельности" от 22 апреля 1993 года консолидированная финансовая отчетность публичных акционерных обществ подлежит обязательной проверке.

Согласно П (С) БУ 20 "Консолидированная финансовая отчетность" консолидированную финансовую отчетность подает материнское предприятие. В Украине консолидированную финансовую отчетность должны подавать предприятия, имеющие дочерние предприятия.

П (С) БУ 19 "Объединение предприятий" определяет, что материнское (холдинговое) предприятие - это предприятие, осуществляющее контроль дочерних пидприемств.Материнське предприятие - это такое предприятие, которое имеет одно или несколько дочерних предприятий.

В соответствии с Порядком представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением Кабинетом Министров Украины от 28 февраля 2000 года № 419, предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, подают консолидированную финансовую отчетность собственникам (учредителям) в определенные сроки, но не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала и не позднее 15 апреля следующего за отчетным года.

Согласно П (С) БУ 20 консолидированная финансовая отчетность составляется путем упорядоченного добавления показателей финансовой отчетности дочерних предприятий к аналогичным показателям финансовой отчетности материнского предприятия. Состав и формы финансовой отчетности определены Положениями (стандартами) бухгалтерского учета 1-5. При составлении консолидированной финансовой отчетности могут не приводиться статьи (строки) форм финансовой отчетности, по которым у группы предприятий отсутствуют показатели (кроме случаев, если такие показатели были в предыдущем отчетном году), и подлежат исключению: балансовая стоимость финансовых инвестиций материнского предприятия в каждое дочернее предприятие и доля материнского предприятия в каждом дочернем предприятии; сумма внутригрупповых операций и внутригрупповых сальдо; сумма нереализованных прибылей и убытков от внутригрупповых операций (кроме убытков, которые не могут быть возмещены).

В соответствии с МСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» консолидированную финансовую отчетность - финансовая отчетность группы, представленная как финансовая отчетность одной экономической единицы. Группа - материнское предприятие и все его дочерние предприятия.

Стандарт бухгалтерского учета № 27 следует применять для составления и представления консолидированной финансовой отчетности группы субъектов хозяйствования, которые контролирует материнское предприятие.

Стандарт № 27 определяет основные сроки по консолидированной финансовой отчетности следующим образом:

В соответствии с МСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» консолидированную финансовую отчетность - финансовая отчетность группы, представленная как финансовая отчетность одной экономической единицы. Группа - материнское предприятие и все его дочерние предприятия.

Итак, международные стандарты бухгалтерского учета шире раскрывают условия и методы составления консолидированной финансовой отчетности. Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета освещают порядок составления консолидированной финансовой отчетности материнского предприятия, имеющего только дочерние предприятия. Исходя из сложности использования методов консолидации и многовариантности условий консолидации целесообразно создание методических рекомендаций по составлению консолидированной финансовой отчетности.