Внутрибанковское информационное обслуживание

Структура БИС включает автоматизированные рабочие места (АРМы) и программные блоки. Она зависит от ряда факторов: структуры управления; разделения функций и целей; выбранного подхода к проектированию систем и др.

В структуре БИС выделяют перемещаемые блоки, которые обеспечивают выполнение некоторых стандартных банковских технологий: обслуживание договоров (кредитного, депозитного, трастового, на расчетно-кассовое обслуживание и др.), обслуживание процентов по различным договорам, обслуживание штрафных процентов и др. Перемещаемые блоки и специализированные программы образуют АРМ конкретных рабочих мест.

Работа каждого АРМ строится на основе ряда универсальных перемещаемых блоков (Договор, График выплат, Расчет нормативов банка), а также ряда специальных методическо-технологических блоков (оценка кредитоспособности клиента, прогноз свободных средств банка).

Блок "Договор" обеспечивает подготовку, ведение, учет и контроль договоров банка и его обязательств.

Блок "График выплат" позволяет провести предварительную прикидку вариантов погашения кредитов и выплат по депозитам и кредитам.

Блок "Расчет нормативов банка" обеспечивает устойчивость банковской системы. Содержащиеся в ней показатели и нормативы играют важную роль в оценке деятельности комбанка и призваны повысить в целом устойчивость и надежность всей банковской системы.

Алгоритм расчета нормативов поддерживает так называемую бухгалтерскую вертикаль, согласно которой информация платежных документов, поступающих в банк, превращается в проводки, которые в дальнейшем меняют состояние аналитических лицевых счетов. Последние меняют состояние счетов синтетического уровня, а те в свою очередь – баланс.

Особое место в БИС занимает юридическая поддержка принятия решений. В настоящее время на российском рынке имеется более 20 баз данных с правовой информацией. Среди них: "Банки и право-2" (фирма "Право и бизнес"), "Гарант" (НПП "Гарант-Сервис"), "Консультант плюс" (Центр компьютерных разработок); ИНЭК и др.

Технологии банковских операций могут быть разделены на макро- и микротехнологии. Макротехнология определяет последовательность действий (функций) банковского сотрудника при оказании банковских услуг. Микротехнология представляет собой подробный перечень операций, которые выполняет банковский сотрудник при реализации той или иной функции.

В качестве примера банковской информационной макротехнологии можно привести макротехнологию обслуживания кредита, включающую следующие функции:

1. заключение договора;

2. выдача кредита;

3. погашение кредита;

4. закрытие кредита.

Примером микротехнологии является перечень операций, выполняемых при заключении кредитного договора:

- составление договора;

- составление срочного обязательства;

- формирование распоряжения об открытии счета и мемориального ордера на перевод средств.