Понятие Церкви и ее истории. Библия.
В религии как области духовной жизни присутствует соответствующая религиозная деятельность (культовая, внекультовая), складываются религиозные и внерелигиозные отношения. В качестве упорядочивающих религиозную деятельность и религиозные отношения инстанций выступают религиозные институты и организации.
Ярким примером религиозного института (и организации) является Церковь. Церковь (греч. «цириакон»), в переводе означает «дом Господень». С точки зрения христианского богословия - Церковь (греч. «екклесия» - собрание) – есть Богом установленное (основанное) благодатное сообщество людей, соединенных между собой единой верой во Христа, как Бога Искупителя, единым богооткровенным учением, одним богослужением и таинствами под управлением и руководством богоустановленной иерархии, для достижения нравственного совершенства и спасения.
Церковь, в собственном смысле – это не здание, в котором совершаются богослужения (хотя и его можно называть так, потому что собирающиеся в нем люди, являются Церковью). Это и не совокупность священников и епископов (они лишь часть Церкви), и не только и не столько организация, живущая по своим правилам. Священное Писание, раскрывая тайну Церкви, определяя понятие Церкви, употребляет буквальные и аллегорические выражения. Буквальный смысл термина «Церковь» раскрывается в понятии «Тело Христово». Об этом неоднократно пишет апостол Павел (Рим.12,5; Еф.4,12-16; 1Кор.12,12-27 и др.). Христианин, причащающийся (в церковном таинстве Причащения или Евхаристии) этому Телу, становится одним Телом со Христом, и в этом Теле соединен с Богом. И поэтому христианская Церковь – все множество верующих людей, соединившихся со Христом: от апостолов до ныне живущих христиан. Все составляют единое Тело Христово под единым Главой – Христом. По православному догматическому учению о Церкви, членами Церкви являются и ветхозаветные праведники, и бесплотные духи (ангелы), и все усопшие (умершие) во Христе. Но образ их участия в таинстве Церкви покрыт тайной.
В евангелии от Иоанна Христос раскрывает понятие Церкви через образ виноградной лозы. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь… Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода… Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет…» (Ин.15,1-6).
Согласно православному богословию, Церковь – это таинство, так как в ней объединены бесконечный Бог и ограниченные люди. И личность каждого человека в Церкви сохраняет свою целостность, и полноту. Целью Церкви является духовно-нравственное совершенствование, возрастание и спасение человека и всего человечества. Апостол Павел указывает цель созидания тела Христова (Церкви) и человеческого духовного возрастания в нем: «…все придем в единство веры и познания Сына Божиего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4,13). Блаженный Августин Гиппонский (или Аврелий Августин; V в.) писал, что Церковь – это «Христос, продлевающийся в веках», ведь Христос на протяжении веков продолжает спасать всех приходящих к Нему.
По мысли сербского богослова ХХ века преподобного Иустина (Поповича) – Церковь «есть мастерская Богочеловека (т.е. Христа), в которой каждый человек при помощи святых таинств и святых добродетелей преображается в Богочеловека по благодати, в Бога по благодати». Вне Церкви нет спасения. Эта мысль прекрасно иллюстрируется высказыванием святого Киприана, епископа Карфагенского (III в.): «Кому Церковь - не мать, тому Бог - не Отец».
Среди библейских уподоблений (образов) Церкви также следует указать Божие насаждение (сад Божий, виноградник), спасительный Ноев Ковчег, закваску в тесте, невидимо растущее семя и другие.
Спасение людей (рассматривается особым разделом богословия – сотириологией) Христом в Церкви образно представляет евангельская притча о добром самарянине. В этой притче (Лк.10,30-37) самарянин сострадательно, с любовью и бескорыстием склоняется над странником, которого избили и бросили на пыльной дороге разбойники. Он перевязывает несчастному раны и привозит его в гостиницу, где оставляет его для полного исцеления, заплатив за него содержателю гостиницы. Под самарянином подразумевается Христос, а под гостиницей – Церковь, принимающая и духовно исцеляющая всех в нее приходящих.
Подобно закваске в тесте, Церковь Божией благодатью, незаметно, таинственно и в согласии со свободной волей человека, преображает людей в «хлеб добрый и совершенный». Спасение в Церкви совершается в синергии, то есть благодатном соработничестве Бога и человека в деле спасения последнего.
Богословское учение о Церкви (екклезиология), опираясь на слова Христа Спасителя, утверждает, что Церковь будет существовать на земле всегда: «…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…»(Мф.16,18).
Церковь есть, также религиозное сообщество, состоящее из людей. Предметом истории Церкви служит только человеческий элемент Церкви, как подлежащий изменяемости; все же божественное составляющее сущность и основу Церкви (вероучение, таинства), как вечное и неизменяемое, не подлежит истории само в себе, хотя, становясь предметом разнообразного понимания людей, становится предметом исторического изучения.
Таким образом, Церковь имеет две неразрывные стороны. С внутренней стороны Церковь есть сокровищница благодати и истины, с внешней это — человеческое общество, существующее в определенных земных условиях. Тем не менее, и с внешней стороны, помимо случайных черт, присущих любому человеческому обществу, Церковь имеет положительное основание, укорененное в таинственном и невидимом и не зависящее от каких-либо субъективных начал. И в своем земном аспекте Церковь имеет свою, от Бога установленную структурность, так как невидимое пребывание в Церкви Господа Иисуса Христа и Святого Духа выявляется посредством вполне видимых и осязаемых форм. То есть, и по своей внешней, земной стороне Церковь есть Божественное учреждение.
В Никео-Цареградском Символе веры указаны четыре существенных свойства Церкви: единство, святость, соборность (кафоличность) и апостольство (апостоличность). Все другие свойства Церкви являются производными от этих четырех.
Церковная история изображает историческую жизнь Церкви с внешней и внутренней стороны:
- как распространялась или сокращалась Церковь и в каком отношении она находилась к другим сообществам;
- как сохранялось и уяснялось в ней учение веры, какие возникали ереси и расколы;
- в каком виде находилось богослужение и совершение таинств;
- как действовала церковная иерархия;
- в какой мере достигалась членами Церкви ее главная цель – нравственное совершенствование и спасение.
Наиболее удобным в учебной церковно-исторической литературе признается разделение Церковной истории на периоды, сообразно характеристическим особенностям жизни Церкви в известный промежуток времени:
период внешнего распространения Церкви со времен апостолов до торжества ее над язычеством при Константине Великом (33-313гг.);
период по преимуществу внутреннего благоустройства Церкви от торжества ее над язычеством до окончательного отделения Западной церкви от Восточной, т.е. Запада от церковного единства и появления Русской Церкви (313-1054гг.);
период от окончательного разделения (1054 г.) до падения Византии на Востоке (1453 г) и начала Реформации на Западе (1517г). На Востоке – неизменное соблюдение древнего вселенского православного учения и благоустройство, на Западе – постепенное уклонение от этого учения и благоустройства;
период от падения Византии и начала Реформации до настоящего времени. Для Востока – бедственная жизнь под игом мусульман, а для Запада – период распада на новые религиозные общества.
Знания о Боге, согласно христианскому богословию, человечеству даны в Откровении, которое подразделяется на:
Естественное Откровение (естественное богопознание). Открывая людям из самой природы, познания самих себя и всего творения Божия «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1,20), то есть познание через умозрение космоса (путь космологического умозаключения).Так же, по словам св. Иоанна Дамаскина (VIII в.), мысль о том, что «Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого»(путь самопознания).
Божественное Откровение (сверхъестественное богопознание). Сверхъестественное – через воплощение Силы Божией: «Бога не видел никто и никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1,18). Божественное откровение дано людям в Священном Предании и Священном Писании, которое хранит и истолковывает Церковь.
Священное Предание и Священное Писание есть две формы Божественного Откровения. Оба эти источника полны и совершенны.
Священное Предание – древнее предание Церкви, духовный опыт Церкви и процесс его передачи. Св. Предание включает:
а) Правила св. апостолов
б) древние символы веры
в) древние литургии
г) древние акты (мученические)
д) древние записи истории Церкви
е) творения св. Отцов Церкви.
Оно содержится в самом духе жизни Церкви.
Священное Предание по своему содержанию полностью совпадает с содержанием апостольской проповеди и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе.
По словам святителя Филарета Московского (XIX в.), «Священное Предание — это не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений соборов, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения». В едином и неразрывном потоке Предания можно различать три уровня передаваемого:
а) передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено;
б) передача опыта духовной жизни, который сообщается личным примером, в соответствии с богооткровенным учением;
в) передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств.
Таким образом, Священное Предание — это не только собрание множества письменных документов, это передача жизни и опыта всей Церкви.
Наименование Священное или Божественное Писание взято из самого Священного Писания. Апостол Павел писал своему ученику Тимофею: «ты из детства знаешь священные писания» (1 Тим. 3, 15).
Священное Писание (Библия) – это собрание книг, написанных пророками и апостолами. Оно богодухновенно, т.е. написано святыми авторами по вдохновению и откровению Святого Духа. Название «Библия» в самих священных книгах не встречается и впервые отнесено к собранию священных книг на Востоке в IV веке святыми Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским.
Библия в переводе с греч. означает книги. В 20 км севернее г. Бейрута на средиземноморском побережье находится небольшой арабский (в древности финикийский) портовый город Жибел (в Священном Писании упоминаемый как Гевал). Из него в Византию доставляли писчий материал, и греки этот город называли «Библос». Затем сам писчий материал стал так именоваться, а впоследствии и книги получили это название. Библия (βιβλία) - это множественное число от βίβλος. Таким образом, буквальное значение слова «Библия» - книги. Со временем греческое слово множественного числа среднего рода βιβλία превратилось в слово единственного числа женского рода, стало писаться с большой буквы и применяться исключительно к Священному Писанию. Библия есть Книга книг, книга по существу, в особом смысле этого слова, преимущественном. Библия состоит из 2-х больших частей:
Ветхий Завет;
Новый Завет.
Завет означает – союз, договор Бога с человечеством.
Ветхий Завет (события Священной истории от сотворения мира до Рождества Христова) представляет собой собрание из 39 книг, а Новый Завет (события после Боговоплощения, т.е. после Рождества Христова) – из 27 книг.
Канон (в переводе с греч.- тростник, мерная палка, т.е. правило, образец) или канонические книги – это священные книги, признанные Церковью подлинными и богодухновенными и служащие первоисточниками и нормами веры.
Книги и Нового и Ветхого Заветов можно условно разделить на четыре части:
- книги законоположительные, в которых дается основной нравственно-религиозный Закон;
- книги учительные, в которых преимущественно раскрывается смысл и реализация исполнения Закона, даны примеры из Священной истории праведной жизни;
- книги исторические, в которых раскрываются важные события Священной истории сквозь призму истории богоизбранного народа;
- книги пророческие, в которых таинственным, прикровенным образом говорится о грядущих судьбах мира и Церкви, прообразовательно повествуется о Боговоплощении и спасении человечества.
Ветхозаветный канон включает в себя так называемое пятокнижие Моисея (Тора): Бытие, Левит, Исход, Числа, Второзаконие; книги: Иисуса Навина, Судей, Руфи, 1-4 Царств, 1,2 Паралипоменон (Хроники), Ездры, Неемии, Есфири, Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней, Плачь Иеремии. К каноническим ветхозаветным книгам относятся, также, и книги пророков: четырех великих – Исайи, Иеремии, Иезекиила, Даниила и 12-ти малых – Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.
К неканоническим книгам Ветхого Завета относятся книги: Иудифь, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Соломона, Послание Иеремии, Варуха, Товита, 1-3 Маккавейские, 2,3 Ездры. Церковь не ставит их наравне с каноническими, но признает их назидательными и полезными.
Все книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском (арамейском) языке. Деление текста на главы было произведено в XIII веке кардиналом Гугоном или епископом Стефаном.
Новозаветный канон включает в себя: Четвероевангелие (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна). Первые три Евангелия (Мф., Мк., Лк.) именуются синоптическими (греч. – «общие»); Евангелие от Иоанна (Ин.) – пневматическим (с греч. – духовным). Также в канон Нового Завета входят книги: Деяния св. апостолов, 7 соборных посланий апостолов (Иакова, 1,2 Петра, 1-3 Иоанна, Иуды), 14 посланий св. апостола Павла (Римлянам, 1,2 Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, 1,2 Фессалоникийцам или Солунянам, 1,2 Тимофею, Титу, Филимону, Евреям).
Последней или заключительной книгой Нового Завета является Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова. Среди книг Нового Завета неканонических нет.
Все новозаветные тексты написаны на александрийском наречии древнегреческого языка (койне или кини), за исключением евангелия от Матфея, первоначально написанного на еврейском, и в то же время переведенного на греческий. Новый Завет на главы и стихи впервые был разделен в XVI веке.
В целом, священный библейский канон сложился уже во II веке. Канон в нынешнем его виде окончательно всей Церковью был признан на Лаодикийском (360-364 гг.) соборе, затем на Гиппонском (393г.), Карфагенском (397г.) и последующих соборах.
Из наиболее важных и известных переводов Библии следует назвать Септуагинту (перевод на греческий язык 70 толковников) египетского царя Птолемея Филадельфа (284–247 гг. до Р.Х.), сирийский (Пешито), латинские Itala (древний) и Vulgata (блаженного Иеронима Стридонского, нач. V в., признан в конце VI в.), армянский (V в.) и др. Первый славянский перевод Библии был осуществлен святыми братьями Кириллом и Мефодием в IX веке, перевод на русский язык всего текста Священного Писания (Синодальный перевод) был закончен в 1876 г.
Первую печатную Библию Россия получила из Острога в 1581 году благодаря трудам князя Константина Константиновича Острожского.
Адресат Священного Писания есть Церковь.