Работы в Московском Кремле М.Ф. Казакова.

 

Казаков начал свою деятельность с размещения отдельных новых зданий. После того как были сломаны старые приказы, в Кремле ощущалась потребность в крупном сооружении, предназначенном для «присутственных мест». Архитектор строит для этого свое первое значительное произведение в Кремле – Сенат. Он расположил его недалеко от петровского Арсенала, у стены на треугольном участке. Здание представляло собой единый сложный блок с тремя дворами. Композиционным центром здания служила ротонда, размещенная не в центре треугольника, а в глубине внутреннего двора, ближе к Красной площади, откуда был виден ее купол. Пространство между зданием Сената и Арсеналом образовывало внутреннюю, трапециевидную в плане площадь.

Свой метод Казаков определил в пояснениях к своему более позднему проекту перестройки Кремля 1797 г., который он называл «собрание чертежей...главных форм вновь проектированным постройкам к старому...дворцу...с соблюдением сколь возможно старых важных строений и с расположением сколь возможно просторных площадей и проспектов». Слова «сколь возможно» подчеркивают отличие реалистического взгляда Казакова от грандиозных и утопических замыслов Баженова.

Казакову предстояло возвести в Кремле новый дворец, а также крупное здание манежа – «экзерциргауза» с огромной ареной и рядом других помещений. Архитектор рассчитывал на обозрение ансамбля Кремля прежде всего со стороны Замоскворечья. Зодчий стремился к созданию уравновешенной, спокойной картины. При этом центральную роль он отводил древним сооружениям с колокольней Ивана Великого во главе, дополняя их новыми постройками. Западную часть панорамы занимал дворец, напоминавший крупные усадебные здания центральным монументальным портиком и куполом. На востоке композицию уравновешивает тяжелый массив манежа. Казаков придает живописному ансамблю Кремля определенную классичность и характерную для этого метода трехчастность.

Градостроительный метод Казакова, примененный в Кремле, был менее ярок и смел, чем метод Баженова, но зато он привлекал своим тактичным отношением к историческому наследию. Он опирался на глубокое понимание живописного организма города и был связан в своих основных положениях с работами Казакова, которые тот проводил в других частях Москвы. Усадьбы, больницы, церкви и другие постройки этого мастера обогащали ткань города и содействовали формированию его парадной, но равномерной, спокойной, уравновешенной композиции.

Москва. Проект планировки Кремля, составленный М. Казаковым в 1797г. На плане показано законченное к 1789г. Здание Сената – 1 (у Никитских ворот) и Экзерциргауза – 2, расположено к востоку от Ивановской площади.