Контрольные задания, проблемные вопросы и упражнения:

1. В чем состоит новаторство Ключевского в отечественной исторической науке? Назовите особенности творчества историка? Какие факторы и обстоятельства определили его творчество?

2. Как проявляется в творчестве Ключевского традиции государственной школы? Какими идеями и конкретными исследованиями Ключевский дополняет результаты исследований государственной школы?

3. В чем проявляется проблемное изложение «Курса русской истории»?

4. Как Ключевский отвечает на вопрос о факторах социально-исторического развития? В какой степени Ключевскому удается преодолеть редукционизм и схематизм позитивистской трактовки оснований и движущих сил исторического развития?

5. Назовите критерии периодизации русской истории Ключевского?

6. В чем состоит уникальность истории конкретного народа по мысли Ключевского?

7. Какова роль личности в истории по Ключевскому?

8. Охарактеризуйте концепцию исторического развития России В.О.Ключевского.

9. Каковы причины, характерные черты и последствия Смуты, согласно концепции Ключевского?

10. Как решалась Ключевским проблема взаимоотношений России и Запада?

11. Какие оценки получила концепция Ключевского в историографии? Почему концепция Ключевского получила множество различных оценок? Как вы прокомментируйте оценку теоретических взглядов Ключевского как эклектических? Какую оценку дадите вы?

12. Составьте конспект по «Методологии русской истории» Ключевского (Сочинения: В 9 т. Т. VI. М., 1989.) по вопросам: людские союзы как предмет исторического изучения, исторические силы и их взаимодействие; исторический процесс: общий и местный; особенности и разнообразие исторического процесса, прогресс в историческом развитии, исторический метод, субъективная и объективная составляющая исторического метода; приемы исторического изучения, историческая схема и исторический закон, научные и практические задачи исторического изучения. Какие уточнения вносит Ключевский в эти вопросы в первых вводных лекциях «Курса русской истории»?