Виды мотиваций персонала
Результаты инновационного процесса во многом зависят оттого, в какой степени работники предприятия заинтересованы в быстром и эффективном внедрении результатов инноваций в производство. В этом случае важное значение приобретает мотивация работников к высокопроизводительному труду.
В рыночной экономике важен также коммерческий результат, выражающийся в конкретных показателях эффективности: росте прибыли, снижении издержек, повышении качества продукции. Подход предприятия к мотивации труда в инновационном процессе определяется двумя главными моментами - стремлением максимально активизировать творческую личность и направить эту активность на достижение конкретного экономического результата. При этом можно выделить несколько общих, наиболее существенных направлений:
- использование материальных и нематериальных стимулов для
создания системы мотивации труда в инновационном процессе;
- широкое применение организационных и психологических стимулов, ориентированных на потребности высшего порядка (в самовыражении, реализации индивидуальности и т.д.);
- придание мотивации труда в инновационном процессе постоянного характера, а не временной кампании. Следовательно, мотивация труда в инновационном процессе направлена на максимальную творческую активность работников, занятых инновациями, и на решение конкретных, коммерчески ориентированных задач предприятия.
Побуждение к активной деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей) связано со стремлением удовлетворить свои определенные потребности, т.е. мотивы поведения. Мотивы делятся на индивидуальные и групповые; материальные и духовные; экономические и социальные. К основным мотивам, побуждающим персонал предприятий железнодорожного транспорта к эффективной инновационной работе, можно отнести:
- заработную плату и надбавки к ней;
- различные отраслевые льготы;
- условия труда;
- важность выполняемой работы;
- возможность периодически повышать квалификацию;
- доступность к информации предприятия;
- корпоративную культуру коллектива предприятия;
- возможность повышения в должности и др.
Определяющим фактором при мотивации труда конкретного работника предприятия или коллектива в целом является аттестация персонала. Аттестация - это метод, предназначенный для установления профессиональной пригодности персонала на основе комплексной оценки деловых и личностных качеств работника.
Главная задача аттестации - определение соответствия каждого аттестуемого работника занимаемой им должности и выработка рекомендаций, определяющих дальнейший статус работника. Аттестация проводится на всех предприятиях железнодорожного транспорта согласно Трудовому кодексу РФ. По результатам аттестации вырабатываются рекомендации по совершенствованию кадровой политики организации: перевод на новую должность; должностное повышение или понижение работника; изменение его оклада; рекомендации по дополнительному обучению, повышению квалификации и др. По итогам проведения аттестации издается приказ за подписью первого руководителя организации, содержащий все кадровые изменения.
Анализ теоретических подходов к созданию и реализации системы стимулирования персонала позволяет сделать вывод о том, что эффективность его работы, а значит и предприятия в целом, определяется ценностью вознаграждения.