Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.
В целях сохранения сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда земельное законодательство предусматривает возмещение потерь сельскохозяйственного производства. Основным специальным нормативным правовым актом, регламентирующим данные вопросы, являет-ся постановление СМ рб от 08.09.1999 г. № 1397 «О возмещении потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства».
Данным постановлением правительства утверждены Порядок определения потерь сельскохозяйственного производства, подлежащих возмещению, и нормативы возмещения таких потерь с коэффициентами к ним, Порядок определения потерь лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, и соответствующие нормативы возмещения этих потерь с коэффициентами к ним.
В силу КоЗ потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства под-лежат возмещению при:
изъятии сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства;
ограничении прав землепользователей, землевладельцев, собственников ЗУ, в том числе арендаторов;
ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических и физических лиц.
Эти потери компенсируются помимо возмещения убытков, предусм. ст. 133 КоЗ.
Указанные потери возмещаются юр. и физ лицами:
Размеры потерь сельскохозяйственного производства, подлежащих возмещению, определяются по нормативам возмещения потерь с/х производства с коэффициентами к ним, учитывающими месторасположение земельных участков, качество почв, интенсивность с/х производства, степень мелиоративного обустройства земель.
Юр. И физ. лица обязаны до отвода им ЗУ в натуре (на местности) перечислить средства, предназначенные на возмещение потерь с/х производства, на транзитный счет инспекции Гос. налогового комитета РБ по месту регистрации плательщика.
Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются при изъятии сельскохозяйственных земель для:
строительства мелиоративных систем, предназначенных для орошения и осушения земель сельскохозяйст-венного назначения;
строительства прудовых и озерных рыбных предприятий, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предприятий (за исключением пахотных зе-мель, земель, занятых постоянными культурами, сенокос-ных и пастбищных земель, на которых проведены работы по их коренному улучшению);
строительства жилых домов, школ, детских ДУ и лечебных заведений [больницы (клиники), поликлиники, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, диспансеры, станции скорой мед. помощи и переливания крови, медицинские спец. лечебные центры, дома ребенка и родильные дома], домов-интернатов для инвалидов и престарелых, объектов культурно-бытового и культового назначения;
строительства, реконструкции и ремонта местных автомобильных дорог;
строительства кладбищ;
восстановления и реставрации памятников истории, архитектуры, археологии и культуры.
В соответствии с п. б вышеуказанного Порядка потери лесохозяйственного производства не возмещаются при изъятии земель лесного фонда для:
строительства жилых домов, школ, детских ДУ, лечебных заведений [больницы (клиники), поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, диспансеры, станции скорой медицинской помощи и переливания крови, медицинские специализированные лечебные центры, дома ребенка и родильные дома], домов-интернатов для инвалидов и престарелых, профилакториев, учреждений отдыха, объектов культурно-бытового назначения, культовых сооружений и кладбищ;
восстановления и реставрации памятников истории, архитектуры, археологии и культуры;
организации заповедников, национальных и дендро парков, ботанических садов;
строительства, реконструкции и ремонта местных автомобильных дорог;
нужд, связанных с ведением сельского хозяйства сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
добычи сапропелей на удобрение и торфа на удоб-рение и топливо.
КоЗ устанавливает меры эконом. стимулирования рационального использования и ох-раны земель.
Экономическое стимулирование охраны земель направлено на повышение заинтересованности землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности.
Согласно Закону «О платежах за землю» (ст. 8) в целях стимулирования рационального использования земли рай-онный Совет депутатов может повышать или понижать ставки земельного налога на землю сельскохозяйственного назначения, но не более чем на 30%.
Анализ аграрной, экономической и юридической лите-ратуры, а также нормативных актов показывает, что осуще-ствление земельной реформы связывается в первую оче-редь с совершенствованием земельных отношений в сфере сельскохозяйственного производства; рациональным ис-пользованием земель в этой области.