Организационная структура управления в государственном органе

Кроме понятия «организационная структура» в теории и практике ^управления используется еще одна очень важная управленческая категория — организационная структура управления. Именно она по­зволяет осмыслить и охарактеризовать систему в отношении органич-Н0сти, целостности (вспомним о трех классах систем: суммативной целостности, т.е. неорганизованной совокупности, организованной целостности и органичной целостности).

Любая организация представляет собой одновременно управляе­мую и самоуправляющуюся систему. Поэтому в структуре управляю­щих воздействий на нее условно можно выделить два их вида: внеш­ние, т. е. оказываемые субъектами управления, не входящими в струк­туру данной организации, и внутренние, т. е. осуществляемые субъектами управления, входящими в ее структуру. Если рассматри­вать только внутренний аспект организационной структуры управле­ния, представленный аппаратом управления, то можно сказать, что организационная структура управления является составной частью ор­ганизационной структуры системы.

Государственный орган представляет собой сложную систему — это определенным образом организованный коллектив, соединение людских, финансовых, технических, материально-хозяйственных и информационных ресурсов, образующих своеобразные элементы данной системы.

Эффективность функционирования каждого органа (организации) зависит от согласованности действий его подсистем, т,- е. служб и под­разделений, соблюдения ими общих принципов и требований всей системы.

Связующим и координирующим звеном системы выступает ее ор­ганизационная структура управления. Именно с ее помощью достига­ется объединение всех компонентов, обеспечивается целостность сис­темы, управляемость в организации.

Первичным элементом организационной структуры управления является звено управления — совокупность одного уровня (по гори­зонтали) должностей. Например, в аппарате Правительства РФ можно 8Ь1делить звено руководителей секретариатов, звено руководителей де­партаментов и др. Различные звенья управления составляют ступень, субординационную вертикаль, иерархию должностей. Так, ступени Управления в центральном аппарате Государственной Думы следую­щие: управления — отделы — подразделения.

Чем больше ступеней управления в структуре системы, тем боль-Ще возможностей у вышестоящего руководителя сосредоточить вни­мание на решении главных вопросов. Однако появление большого числа промежуточных ступеней управления затрудняет прохождение информации сверху вниз и обратно, может приводить к искажению ее содержания, снижению оперативности в управлении, увеличению управленческого персонала, удорожанию его содержания. Очень ва*. но установить оптимальное число ступеней управления — с учетом своеобразия деятельности конкретного органа или службы. Задача эта актуальная, ибо в министерстве от министра до специалиста 7—8 сту­пеней, а это приводит к тому, что управленческий импульс и >шфор. мация идут с задержкой во времени и с шумами (сбоями, искажения--ми).

Организационная структура управления — это упорядоченная сово­купность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между со­бой по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация) и обес­печивающих устойчивый и качественный процесс управления.

Влияние организационной структуры управления на результаты деятельности организации изучалось с давних пор.

Этот исследовательский подход впервые зародился именно в орга­нах государственного управления, так как государство было первым институтом, создавшим достаточно крупные учреждения, примени­тельно к которым постановка подобного вопроса имела смысл. Эти знания и принципы составляли предмет административной науки, ко­торую создавали и преподавали еще в Административном университе­те Фридриха II в Германии в XVIII в.

Исследователями предложена типология организационных струк­тур управления, в основе которой — субординационные связи эле­ментов. В зависимости от содержания этих связей различают линейный тип субординации, когда субъект управления располагает правом вла­стного распорядительства, и функциональный, т. е. субъект управления наделен лишь правами методического руководства (консультирования, информирования, выдачи рекомендации и т. п.).

Охарактеризуем отдельные типы организационных структур управ­ления (см. схему).

Линейный тип организационной структуры управления образуется в результате расположения должностей по принципу прямого подчи­нения: «вышестоящий руководитель» — «руководители» — «исполни­тели». Такой способ является наиболее простым и логичным, обеспе­чивает организации иерархическую подчиненность, единство распоря­дительства е указанием, что, кому и как делать. Иерархия при всех вариантах модификации отношений в организационной структуре управления не может исчезнуть вовсе, так как существование различ­ных ее уровней наиболее полно соответствует задаче институализации ответственности.

Линейный тип структуры придает ей устойчивость, надежность, оперативность управления; как правило, эффективен в небольших коллективах, решающих сравнительно простые, повторяющиеся зада­чи. В то же время нужно видеть негибкость и ограниченные возможности линейного типа оргструктуры управления. Заключаются они в следующем:

— при его использовании на основного субъекта управления ло­жится большая нагрузка. В данном случае ему необходимо обладать глубокими знаниями по всем направлениям работы своих подчинен­ных. Поэтому чем разнообразнее функции, выполняемые подчинен­ными, тем труднее линейному руководителю осуществлять эффектив­ное управление;

— строгая формализация, субординация в отношениях приводит к блокированию в разной степени обратных связей, что снижает эф­фективность управления;