Специфика маркетинга в здравоохранении. Комплекс маркетинга. Маркетинговые исследования
Становление маркетинга – это всегда требование развития рынка. Рыночные начала в нашей стране складывались в ходе внедрения в
здравоохранение методов экономического стимулирования.
В 67-75 гг. первым шагом на пути формирования рыночных отношений стало расширение прав руководителей учреждений здравоохранения в штатном расписании, нормах нагрузок на персонал, использовании денежных средств на оборудование и поощрение, то есть в экономических вопросах.
В 80-e гг. стало осуществляться внедрение бригадной организации труда, оплата с расчетом КТУ каждого.
Следующий этап связан с интенсификацией использования коечного фонда.
Четвертым экспериментальным шагом стало финансирование, исходя из численности обслуживаемого населения, а не количества посещений, как было раньше.
На сегодняшний день рынок можно считать состоявшимся применительно ко всей системе здравоохранения, включая страхование и частный сектор.
Кроме рынка услуг в здравоохранении рассматривают рынок пациентов, рынок идей, рынок фармакологической продукции, рынок мед техники, рынок нетрадиционных методов лечения, а также рынок системы мед образования, рынок услуг в области физкультуры и пр.
Рынок медицинских услуг характеризуется теми же особенностями, что и другие отрасли нематериальных услуг: 1. неосязаемостью, 2. единствомпроизводства и потребления, 3. непостоянством качества, 4. несохраняемостью.
Управляемость рынка медицинских услуг в виду этого представляется весьма проблематичной.
Маркетинг в здравоохранении (В.З. Кучеренко и В.И. Филатова (1991г) – это система принципов, методов и мер, базирующихся на комплексном изучении спроса потребителей и целенаправленном формировании предложения медицинских услуг производителем.