ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫМ РЕЖИМАМ РАБОТЫ
Продолжительный режим работы электротехнического устройства – это режим, продолжающийся не менее, чем необходимо для достижения установившейся температуры его частей при неизменной температуре охлаждающей среды.
Продолжительный режим работы электротехнического устройства имеет место, когда энергосистема или электроустановка находится в одном из следующих режимов: нормальном, ремонтном, послеаварийном.
Нормальный режим – это такой режим работы электротехнического устройства, при котором значения его параметров не выходят за пределы, допустимые при заданных условиях эксплуатации.
В нормальном режиме функционируют все элементы данной электроустановки, без вынужденных отключений и без перегрузок. Ток нагрузки в этом режиме может меняться в зависимости от графика нагрузки. Для выбора аппаратов и токоведущих частей следует принимать наибольший ток нормального режима Iнорм.
Ремонтный режим – это режим плановых профилактических и капитальных ремонтов. В ремонтном режиме часть элементов электроустановки отключена, поэтому на оставшиеся в работе элементы ложится повышенная нагрузка. При выборе аппаратов и токоведущих частей необходимо учитывать это повышение нагрузки до Iрем,max.
Послеаварийный режим – это режим, в котором часть элементов электроустановки вышла из строя или выведена в ремонт вследствие аварийного (непланового) отключения. При этом режиме возможна перегрузка оставшихся в работе элементов электроустановки током Iпав, max.
Из двух последних режимов выбирают наиболее тяжелый, когда в рассматриваемом элементе электроустановки проходит наибольший ток Imax.
Таким образом, расчетными токами продолжительного режима являются: Iнорм – наибольший ток нормального режима; Imax – наибольший ток ремонтного или послеаварийного режима.
Рассмотрим некоторые конкретные случаи определения расчетных токов.
Цепь двухобмоточного трансформатора на двухтрансформаторной подстанции. На стороне ВН и НН расчетные нагрузки определяют, как правило, с учетом установки в перспективе трансформаторов следующей по шкале номинальной мощности :
; (3.1)
. (3.2)
Цепь трехобмоточного трансформатора на подстанции. На стороне ВН расчетные токи определяют по (3.1) и (3.2).
На стороне СН расчетные токи при двух установленных трансформаторах:
; (3.3)
. (3.4)
где – перспективная нагрузка на стороне СН на 10-летний период.
Цепь автотрансформатора на подстанции. На стороне ВН и СН токи определяют по (3.1), (3.2), так как автотрансформатор может быть использован для связи двух систем и перетоков мощности через ВН в СН, так и в обратном направлении. На стороне НН расчетные токи определяют по перспективной нагрузке (3.3)и (3.4).
Цепь линии. Если линия одиночная, радиальная, то определяется по наибольшей нагрузке линии.
При двух параллельно работающих линиях
; , (3.5)
где Sнагр – наибольшая мощность потребителей, присоединенных к линиям.
Для n параллельных линий
; (3.6)
, (3.7)
Цепи секционных, шиносоединительных выключателей, сборные шины. Ток нормального режима определяется с учетом токораспределения по шинам при наиболее неблагоприятном эксплуатационном режиме. Такими режимами являются: отключение части генераторов, перевод отходящих линий на одну систему шин, а источников питания – на другую. Обычно ток, проходящий по сборным шинам, секционному и шиносоединительному выключателям, не превышает Imax самого мощного генератора или трансформатора, присоединенного к этим шинам.
Цепь группового сдвоенного реактора. В нормальном режиме ветви реактора загружены равномерно. Наибольший ток нормального режима определяется по нагрузке присоединенных к ветви потребителей:
. (3.8)
В послеаварийном или ремонтном режиме при отключении одной из потребительских линий, присоединенных к ветви реактора, нагрузка другой ветви может соответственно возрасти, поэтому
, (3.9)
где n – число линий, присоединенных к одной ветви реактора.
При правильно выбранном реакторе Imax не превышает номинального тока его ветви.