Объект и предмет экономики таможенного дела
Объект исследования экономики таможенного дела - таможенная служба, образующая систему со сложной социально-экономической и организационно-технической структурой и осуществляющая реализацию таможенного дела.
К экономическим ресурсам таможенной системы относятся затрачиваемые в ней труд, природные ресурсы, средства производства, денежные средства, информационные ресурсы, время. Экономические ресурсы следует отличать от факторов производства. Ресурсы - это то, что поступает в таможенную сферу, а факторы - то, что в ней реально используется.
При рациональном применении экономические ресурсы таможенного дела обеспечивают получение результата (экономического блага), что позволяет применять для характеристики их использования производственную функцию.3
Под экономическими благами, создаваемыми в таможенном деле, следует понимать таможенные работы4 и таможенные услуги5. По способу возникновения и форме реализации они отличаются от продуктов - результатов производства, имеющих вещную форму, и товаров - предметов сделок на рынке. Однако по мере развития экономики эти различия становятся все менее существенными (так, например, информационная услуга практически тождественна информационному продукту; ряд таможенных операций на возмездной основе осуществляют действующие в условиях рыночной конкуренции таможенные брокеры).
К таможенным работам и услугам относятся:
- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;
- таможенное оформление и таможенный контроль;
- ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, обеспечение опубликования таких решений;
- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;
- принятие в установленном порядке предварительных решений о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);
3Y = /(xl,x2... xn),
где Y - объем производства (выполненных работ, оказанных услуг); xl, х2...хп - затраченные
производственные ресурсы.
4 Работа - это процесс, непосредственно предшествующий свершению какого-либо события; целесообразная деятельность человека, само существование которой представляет собой полезный результат, требующий оценки и оплаты.
5 Услуга - это благо, представленное не в форме вещи, а в форме деятельности; вид деятельности, создающий полезный результат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий определенную общественную потребность.
- ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
- ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;
- ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
- аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;
- выдача лицензий на учреждение свободного склада;
- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
- информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;
- валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
- осуществление производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
- осуществление дознания и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для выполнения своих функций в области таможенного дела ФТС России:
- осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федеральной таможенной службы и реализацию возложенных на нее функций;
- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;
проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
- осуществляет функции заказчика по строительству тамо
женных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для раз
вития таможенной инфраструктуры;
осуществляет функции заказчика по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;
- реализует программы развития таможенного дела в Российской Фе
дерации;
- организует проведение необходимых исследований, испытаний,экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установ
ленной сфере деятельности;
- запрашивает сведения, необходимые для принятия решений по во
просам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- предоставляет юридическим и физическим лицам разъяснения
по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- осуществляет контроль, в том числе финансовый, за деятельностью
таможенных органов и представительств ФТС России за рубежом;
- привлекает в установленном порядке для проработки вопросов, от
несенных к установленной сфере деятельности, научные и иные ор
ганизации, а также ученых и специалистов.
По общепринятой классификации экономических благ большую часть результатов таможенной деятельности можно отнести к информационным (невещественным), недолговременным (исчезающим в процессе разового потребления), настоящим, прямым (потребительским) благам.
По характеру потребления результаты таможенной деятельности относятся к коллективным благам (то есть потребляемым совместно), к такой разновидности, как общественные блага. Благо является общественным, если, будучи потребленным одним лицом, оно доступно для потребления другим. Общественное благо, будучи коллективным благом, обладает свойствами несоперничества в потреблении (его потребление одним человеком не уменьшает возможности его применения другим) и неисключаемости потребителей (ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно).
return false">ссылка скрытаТаможенные работы и услуги,как и другие экономические блага, в современных условиях характеризуются:
- полезностью - комплексной субъективной оценкой натуральных
свойств блага данным лицом в данный момент времени;
- экономической ценностью, определяемой их полезностью и ред
костью;
- затратами физических, интеллектуальных или денежных ресурсов,
производимыми с целью выполнения работ и оказания услуг.
На объект экономики таможенного дела распространяется в модифицированном виде действие общих экономических принципов и законов, рассмотренных в курсе экономической теории.
Принцип ограниченности ресурсов.Все виды экономических ресурсов, находящихся в таможенной сфере, являются обособленной частью государственной (федеральной) собственности и предназначаются для целевого использования. В количественном и качественном выражении в каждый рассматриваемый момент времени их может быть недостаточно для полноценного удовлетворения изменяющейся потребности в таможенных работах и таможенных услугах.
Так, труд таможенных служащих и работников ограничен их количеством, квалификацией, производительностью, продолжительностью рабочего времени. Средства производства (основные средства и материалы) таможенной сферы имеют конечные технико-экономические характеристики. Денежные ресурсы таможенного дела в условиях бюджетного финансирования ограничены. Реальный объем информационных ресурсов таможенной сферы не всегда достаточен для эффективного решения возникающих задач.
Рассматриваемый принцип имеет всеохватывающий, фундаментальный характер, но его не следует абсолютизировать. Как в экономике в целом, так и в таможенной сфере некоторые виды ресурсов могут быть взаимозаменяемыми, а некоторые - присутствовать в достаточном количестве.