Тема 10. Мировая политика и международные отношения

 

Понятие и сущность мирового политического процесса. Мировая политика. Международные отношения. Соотношение мировой политики и международных отношений. Основные теоретические школы в понимании мировой политики. Особенности мирового политического процесса. Возникновение и сущность геополитики. Глобальные проблемы современности. Международные организации. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

 

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

1. Власть и властные отношения [4, 13]

1. Политическая власть: понятие, структура, функции.

2. Механизм осуществления власти.

3. Эффективность и легитимность власти.

4. Соотношение целей и средств в политике.

5. Кризис власти и пути выхода из него.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Дайте понятие «власть». Чем политическая власть отличается от других видов власти?

2. По какому принципу действует механизм осуществления власти?

3. Сформулируйте понятия «легальность» и «легитимность» власти.

4. Назовите типы легитимности власти.

5. Охарактеризуйте различные периоды российской истории с точки зрения типов легитимности.

6. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждение. Как это соотносится с легитимностью?

7. В какой мере новые информационные технологии влияют на изменение характера, природы, средств власти, а также методов ее осуществления?

8. Приведите примеры из мировой истории, когда действия власти были незаконными, но оказались легитимными.

9. Назовите причины (ситуации), по которым власть может игнорировать политические права и свободы личности, а индивид высказывать недоверие властям.

 

Мнения и оценки

 

Согласно М. Веберу (1864–1920) немецкому социологу, философу, политологу, историку, политическому экономисту, власть – это шанс на повиновение своему приказу. Польский же ученый Е. Вятр (1931) определил власть как возможность приказывать при условии, что объект приказания обязан повиноваться.

В чем принципиальное отличие этих подходов к пониманию принципа функционирования власти?

 

Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни.

Англичанину лорду Эктону (1834–1902) принадлежит крылатая фраза: «Власть – это зло, абсолютная власть – зло абсолютное».

М. Бакунин (1814–1876) русский мыслитель, революционер в категоричной форме провозгласил: «Власть – всегда аморальна».

По словам английского ученого Т. Мартина (1735–1825), «власть, как и любовь, – это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое».

По мнению французского философа Э. Шартье (1868–1951), «власть необъяснима, и в этом ее сила».

Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуемость феномена власти?

 

2. Политические элиты [1, 10, 17]

1. Возникновение понятия и теории элит.

2. Основные направления современной элитарной теории.

3. Типология, социальная результативность и рекрутирование элит.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Сформулируйте понятие «политическая элита».

2. Назовите основные положения теории элит Г. Моски.

3. В чем суть концепции В. Парето и Р. Михельса?

4. Перечислите современные направления элитарных теорий и раскройте их положения (макиавелистская школа, ценностная теория, теория демократического элитизма, концепция плюрализма элит, леволиберальные концепции).

5. Назовите причины существования элит.

6. Сформулируйте типологии элит и дайте им характеристику.

7. Какова система рекрутирования элит?

8. Каким образом осуществляется социальная представительность элиты?

 

Мнения и оценки

 

Согласны ли вы с французским политологом Дж. П. Ледонном (1837–1913), что специфической чертой российского правящего класса на протяжении всей истории было и остается «эгоистическое удовлетворение своих потребностей и максимилизация власти военной элиты»? Ответ аргументируйте фактами.

Английский историк Т. Карлейль (1795–1881) в работе «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждает, что все исторические события – дело великих личностей. Масса – пассивный элемент, лишь тормозящий процесс развития. Как только массы берут верх над творческими личностями общества (особенно в моменты революционных переворотов, вызывающих хаос, анархию и нестабильность), наступает упадок цивилизации. Великие лидеры – «вожди тупоумной толпы, следующей за ними, точно повинуясь велениям судьбы». Истинная же сущность всех социальных процессов состоит в том, чтобы «возвести на трон самого способного человека».

Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770–1831) утверждал, что политические цели, преследуемые великими людьми, содержат момент всеобщего, иными словами, выдающийся руководитель выражает историческую необходимость, «правду своего времени». Исторические события – результат творчества и усилий вождей лишь в той степени, в какой вожди выражают потребности общественного развития.

1. Что сближает подходы Т. Карлейля и Г.В.Ф. Гегеля к определению роли личности в истории?

2. Выразите свою точку зрения по указанной научной проблеме.

 

3. Государство как институт политической системы [7, 14, 12, 16]

1. Сущность государства: понятие, структура, функции.

2. Теории возникновения государства.

3. Правовое социальное государство.

4. Устройство современного государства.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Сформулируйте понятие «государство».

2. Назовите основные теории происхождения государства.

3. Каковы причины происхождения государства?

4. Исторические рубежи в развитии государства.

5. Перечислите основные черты правового государства.

6. Каково соотношение социального и правового принципов в государстве?

7. Назовите формы правления государства и дайте им характеристику.

8. Каково возможное территориальное устройство государства?

9. Современные конституционные государства Запада прошли в своем развитии четыре стадии:

• установление внутреннего мира и достижение государственного суверенитета – независимости и верховенства государственной власти (т.е. создание государства как института);

• конституционное государство: разделение властей, гарантии неотчуждаемых прав и свобод человека, принцип парламентского большинства;

• осуществление принципа суверенитета народа, введение всеобщего избирательного права, политической демократии создают государство правовое, демократическое;

• социальное государство: развитая функция социальной защиты населения.

На каком этапе развития находится, по Вашему мнению, Российское государство?

 

Мнения и оценки

 

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и ученый.

Из работы «Политика».

...Всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа.

...Государство существует по природе и человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу природы своей, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек...

...Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и не справедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу … государства. Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части…

Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо.

1. Как Вы понимаете тезис Аристотеля о том, что человек – существо политическое?

2. Попробуйте опираясь на приведенные извлечения из работы Аристотеля, сформулировать определение государства.

Гегель Г.В.Ф. (1770–1831) – немецкий философ, преподаватель Иенского и Берлинского университетов. Из работы «Философия и права».

Государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная субстанционная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает...

...Государство это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею государства, надо иметь в виду не особенные государства, не особенные институты, а идею для себя, этого действительного Бога.

1. Что Вы думаете о взглядах Гегеля на проблемы государственности?

2. Как бы Вы объяснили тезисы Гегеля о том, что государство – власть разума, действительность нравственной идеи, шествие Бога мире?

3. В чем, по Вашему мнению, состоят положительные, а в чем – отрицательные стороны гегелевской трактовки государственности?

Ленин В.И. (1870–1924)– основатель Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства. Из работы «О государстве».

Было время, когда государства не было. Оно появляется там и тогда, где и когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые...

...По мере того, как возникает общество классовое, по мере этого возникает и упрочивается государство... Оно всегда было известным аппаратом, который выделялся т общества и состоял из группы людей, занимающихся только тем... чтобы управлять...

...Эту машину мы возьмем в руки того класса, который должен свергнуть власть капитала... Этой машиной или дубиной мы разгромим всякую эксплуатацию, и, когда на свете не останется возможности эксплуатировать, не останется владельцев земли, владельцев фабрик, не будет так, что одни пресыщаются, а другие голодают, – лишь тогда, когда возможностей к этому не останется, мы эту машину отдадим на слом.

1. Что, по мнению В.И. Ленина, явилось причиной возникновения государства и его существования? Сформулируйте «ленинское определение государства».

2. Верите ли Вы в возможность такой ситуации, при которой государственная машина может быть отдана на слом? Почему?

3. Что в позиции В.И. Ленина, с Вашей точки зрения, соответствует действительности, какие его идеи вы бы одобрили и поддержали, а к каким относитесь отрицательно?

 

4. Политические партии и партийные системы [2, 3, 15]

1. Партия как политический институт.

2. Типология партий и партийных систем.

3. Политические партии в России: история и современность.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Что такое политическая партия? Когда и при каких условиях возникают политические партии?

2. Каковы основные признаки и типы политических партий?

3. Какова основная цель политических партий?

4. В чем состоит специфика однопартийных, двухпартийных и многопартийных систем?

5. Почему наряду с политическими партиями в современном обществе возникают еще и политические движения?

6. В чем главное отличие общественно-политических организаций от партий и движений?

 

Мнения и оценки

 

Алферов Тимофее –. священник Русской Православной Церкви.

Из статьи «Может ли церковь быть аполитичной?».

Когда заходит речь о государственности, от многих церковных людей приходится слышать: «Церковь должна быть абсолютно аполитична» и «полностью отделена от всякого государства». Такие тезисы – порождение христианского противоцерковного гуманизма – либеральные богословы нашего столетия пытаются выдать за учение Церкви, за необходимое условие процветания Православия... Считать ли аполитичным благословение церковными деятелями «всех на все»: то партократии, то демократии, то застоя, то перестройки, то генсеков, то президентов; служение молебнов то за «октябрь», то за «август»?

Христианское государственное устройство, сложившееся под благодатным влиянием Церкви, не может иметь ничего общего с государственностью, сложившейся в темную эпоху возрождения неоязычества, борьбы с Церковью и дехристианизации общества. Но именно таково происхождение всех современных «демократий». Все они – порождение антихристианских революций, хотя часть уже во втором или третьем поколении. И, оставаясь лояльной в гражданском отношении к такой государственности, Церковь никак не может быть в этом случае аполитичной, ибо ей предстоит явление, причитающее чадам церковным тяжкий духовный ущерб...

Общество потребления не знает никаких святынь, кроме своего «я», все оценивает лишь в долларах и калориях, живет для своего чрева и кармана. Оно не знает никакого самоотверженного служения, добровольного послушания, оно знает только «права» и «свободу». Оно не желает знать никакого стеснения собственного своеволия, никаких обетов и присяг, признает только теобязательства, за нарушения которых надо платить неустойку...

Политическая борьба неизбежна там, где религиозные интересы у народа почти отсутствуют: в хаосе этой бесплодной борьбы проходит вся история демократий древних и новых, старого и нового язычества. Этот хаос постоянно кипящих политических страстей лучше всего обнажает адскую, демоническую сущность демократии...

1. В чем касающемся оценки современного общества и его политической системы Вы согласны с автором, а что вызывает у вас возражения?

2. Каким, по мнению Т. Алферова, должен быть характер участия церкви в политической жизни?

3. Как Вы полагаете, становится ли церковь, в случае такого влияния на политику, политической организацией?

5. Личность и политика [6, 8]

1. Статус личности в политике.

2. Политическая социализация личности.

3. Понятие и роль политической культуры.

4. Структура политической культуры и ее типы.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Какое место занимает человек в системе политических отношений?

2. От каких факторов зависит тот или иной уровень политической активности личности?

3. Сформулируйте понятие «политическая социализация»

4. Как осуществляется политическая социализация личности?

5. Какие этапы в процессе политической социализации выделяют в политической науке?

6. Какие типы политического сознания и политического поведения формируются в процессе социализации?

7. Как влияют на процесс социализации исторические, национальные, культурные особенности страны? Проиллюстрируйте на примере России.

8. Какова взаимосвязь «личность – гражданское общество – государство»?

9. Сравните, чем отличаются процессы политической социализации студентов и пенсионеров?

10. Назовите политические ценности и ориентации, к которым, по Вашему мнению, должны приобщаться российские граждане и которые могут, в свою очередь, обеспечить стабильность политической системы?

11. Какие «агенты» социализации оказывают наибольшее влияние на процесс передачи политического опыта, культуры, знаний подрастающим поколениям в современном российском обществе? Должны ли школа, вуз заниматься политическим просвещением?

 

Мнения и оценки

 

Немецкий философ Ф. Ницше (1844–1900)утверждал, что общество делится на лидеров (духовную аристократию) и «недочеловеков». Участь последних – быть ведомыми. Происхождение лидерства двояко. Есть лидеры толпы (или ставленники толпы), лишь выражающие интересы масс, но есть «подлинные герои – сверхчеловеки», толпу презирающие и исключающие возможность воздействия на себя со стороны. «Творческий инстинкт» героев – их стремление обладать властью и определять смысл человеческой истории, Поэтому власть и способы ее достижения свободны от моральных ограничений, ибо «мораль – оружие слабых». Самореализация лидера и его идей важнее судеб тысяч последователей – «недочеловеков».

Французский социопсихолог Г. Тард (1843–1904)считает, что все достижения цивилизации – результат деятельности великих лидеров. Огромное большинство их приверженцев лишь подражают им. Главный закон социальной жизни – подражание толпы стилю и имиджу своего лидера. Великий лидер есть проявление «высшей случайности», «высший источник социального развития». Чтобы иметь успех у последователей, лидер должен постоянно держать их в нервно-психическом возбуждении. Мнимое единодушие масс – просто слепое подражание лидеру, отсутствие которого обезглавливает толпу и делает ее недееспособной. Поэтому толпу могут возглавить и не «избранники, а отбросы». Толпа не рассуждает, но верит. Она находится под обаянием личности сильного лидера и презирает слабого за неспособность ею же командовать.

1. Определите общие и различные черты в подходах Ф. Ницше и Г. Тарда к пониманию природы человеческого общества и путей общественного развития.

2. Сформулируйте Вашу позицию по вопросу о природе политического лидерства.

По мнению французского ученого Г. Лебона (1841–1931), главную роль в социальной жизни играет толпа, поскольку общество вступило в «век масс». Толпа стала доминировать, диктовать лидерам программу деятельности. Она ниспровергает авторитет «законных» руководителей и идет за теми, кто обещает легко достижимую иллюзию. Поэтому лидер – феномен психологический, его власть основана на использовании законов психологии. Чтобы «овладеть толпой», лидер должен «злоупотреблять сильными выражениями», преувеличивать, шокировать, возбуждать эмоции, «никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями». Он должен уметь вводить толпу в заблуждение, не стремиться образумить ее, дабы не стать самому ее жертвой. Толпа инстинктивно подчиняется воле лидера; нельзя позволять ей самоопределиться и сделать выбор. Поэтому лидерами общества и государства чаще становятся люди, наделенные сильной волей, нервновозбудимые, а порой и полупомешанные.

1. Чем отличается трактовка Г. Лебона роли личности от приведенных?

2. Каково подлинное значение роли масс в общественном процессе по Г. Лебону?

3. Определите собственный взгляд на взаимодействие «лидер – массы».

Изучая харизматический тип лидерства (харизма, греч. – божественный дар, боговдохновленность), немецкий политолог М. Вебер (1864–1920)отмечал, что он исходит из веры в сверхъестественные способности вождя, культа его личности. Харизматический лидер должен быть в глазах общества фигурой гигантского исторического масштаба, выполняющим «великую миссию». Сам лидер («великий кормчий», «корифей всех наук», «отец нации», «помазанник божий») должен рассматривать свою роль как «призвание выше». Такому типу фанатично преданы массы, полная «самоотдача» индивидов его личности, вера в правоту избранной им цели и средства ее достижения, некритическое восприятие политических реалий. Взаимоотношения вождя и масс носит эмоциональный характер. В общественной жизни утверждается атмосфера постоянной напряженности, энтузиазма и преданности. Повиновение масс лидеру носит сугубо индивидуальный характер и не подкреплено силой закона, авторитетом, традицией или сословной иерархией.

1. Основываясь на данной характеристике, приведите известные Вам примеры харизматического типа лидерства из мировой и российской истории.

2. Определите возможные перспективы возникновения и развития общественно-политических систем, использующих харизматический взгляд на природу политического лидерства.

6. Международная политика [5, 9, 11]

1. Понятие международной политики и основные вехи развития ее теории.

2. Основные школы в теории международной политики.

3. Центральные проблемы теории мировой политики.

4. Глобализация.

5. Россия в системе международных отношений.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Назовите систему категорий, отражающих международную политику.

2. Каковы основные этапы в развитии теории международной политики?

3. Дайте характеристику идеалистической, реалистической школам.

4. Раскройте суть концепции неореалистов.

5. Перечислите основные проблемы теории мировой политики.

6. Что такое глобализация, и каким образом она повлияет на мировой порядок?

7. В западной политологии теория мировой политики основывается на понятии «национальный интерес». Сформулируйте национальные интересы России.

8. Что свидетельствует в пользу точки зрения, согласно которой, несмотря на наличие множества локальных конфликтов и региональных противоречий между странами, религиозными и идеологическими трениями, главная проблема мировой политики – выживание человечества как единой цивилизационной общности?

9. Охарактеризуйте приоритетные направления внешнеполитической деятельности России.

10. Проанализируйте особенности геополитической периферии России, остановившись на характере взаимоотношений с «ближним» и «дальним» зарубежьем.

11. Каковы причины межгосударственных конфликтов в современных условиях?

12. Какие международные организации призваны предупреждать и разрешать конфликты?

 

Мнения и оценки

 

Н. Макиавелли (1469–1527) указывал, что всегда будут хорошими дела внутренние, если будут постоянно хорошими дела внешние.

1. Согласны ли Вы с ним?

2. Можно ли сказать наоборот?

3. В чем выражается взаимосвязь внешней и внутренней политики государства?

4. Справедлива ли точка зрения, согласно которой, внешняя политика является квинтэссенцией политики внутренней?

Г. Моргентау (1904–1979) американский политолог, общепризнанный основатель и глава школы прагматизма и политического реализма, ведущий теоретик США по внешнеполитическим вопросам, утверждал, что теория мировой политики должна строится вокруг понятия «национальный интерес». «Любая внешняя политика … очевидно, должна строиться в опоре на физическую, политическую и культурную реальность, которую мы называем нацией. В мире, разделенном конкуренцией и борьбой за власть суверенных наций, внешняя политика любой нации должна обеспечить ей первоочередную потребность выжить. Тем самым все нации, в соответствии с отдельными их возможностями, стремятся к одному: защите своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом опасности вторжения извне».

1. Касается ли данное утверждение геополитической ситуации в период «холодной войны» или имеет более общий, системный характер?

2. Как соотносится с ним идея военно-политических и экономических союзов, блоков? В какой степени отдельные страны жертвуют своей независимостью, вступая в них?

3. Определите, как влияет международный аспект на содержание и направленность политического процесса в нашей стране.