Корректирование периодичности и трудоёмкости ТО и ремонта автомобилей.
Заполнение исходных данных
Преподаватель каждому студенту выдаёт задание на курсовую работу в котором отражён парк автомобилей и тракторов, наработка к началу периода планирования и среднесуточная наработка (для автомобилей в километрах, а для тракторов в литрах израсходованного топлива). Для заполнения таблицы 1 по месяцам следует среднесуточную наработку, указанную в задании, умножить на количество дней работы в месяце (расчётное 30 дней) и умножить на коэффициент изменения наработки по месяцам.
Таблица1. Плановая загрузка автомобилей и тракторов по месяцам года, л (км пробега)
№ | Автомобиль или трактор | Пробег от начала эксплуатации, км | Плановая загрузка по месяцам года, (км, пробега) | ||||||||||||
Корректирование периодичности и трудоёмкости ТО и ремонта автомобилей.
При корректировании учитываются категория условий эксплуатации (табл.2, 3), модификация подвижного состава (табл. 4), природно-климатические условия (табл. 5), пробег с начала эксплуатации (табл. 6) и уровень концентрации подвижного состава (табл. 7, 8).
Таблица 2 Категория условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации | Условия движения | ||
за пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города | в малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне | в больших городах (более 100 тыс.жителей) | |
I | Д1-Р1, Р2, Р3 | - | - |
II | Д1-Р4; Д3-Р1Р2Р3 Д2-Р1Р2Р3Р4 | Д1-Р1Р2Р3Р4 Д2-Р1 | - - |
III | Д1-Р5 Д2-Р5 Д3-Р4Р5 Д4-Р1Р2Р3Р4Р5 | Д1-Р5 Д2-Р2Р3Р4Р5 Д3-Р1Р2Р3Р4Р5 Д4-Р1Р2Р3Р4Р5 | Д1-Р1Р2Р3Р4Р5 Д2-Р1Р2Р3Р4 Д3-Р1Р2Р3 Д4-Р1 |
IV | Д5-Р1Р2Р3Р4Р5 | Д5-Р1Р2Р3Р4Р5 | Д2-Р5 Д3-Р4Р5 Д4-Р2Р3Р4Р5 Д5-Р1Р2Р3Р4Р5 |
V | Д6-Р1Р2Р3Р4Р5 |
Дорожные покрытия:
Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Д3 - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;
Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами;
лежневое и бревенчатое покрытия;
Д6 - естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности определяют высотой над уровнем моря.
Рельефы обозначаются буквой Р, а индекс 1-5 его высоту над уровнем моря.
Р1 - равнинный, высота над уровнем моря до 200 м;
Р2 - слабохолмистый, высота над уровнем моря от 200 до 300 м;
Р3 - холмистый, высота над уровнем моря от 300 до 1000 м;
Р4 - гористый, высота над уровнем моря от 1000 до 2000 м;
Р5 - горный, высота над уровнем моря свыше 2000 м.
Нормативы, регламентирующие ТО и ТР подвижного состава, корректируют с помощью следующих коэффициентов:
К1 - условий эксплуатации автомобиля;
К2 - модификации подвижного состава и организации его работы;
К3 - природно-климатических условий;
К4 и К4 - пробег с начала эксплуатации;
К5 - размеров и качества производственной базы для проведения ТО (табл. 13-14).
Таблица 3 Коэффициент корректирования нормативов ТО в зависимости
от условий эксплуатации – K1
Категория условий эксплуатации | Значения коэффициента К1 для | ||
Периодичности ТО | Удельной трудоемкости ТР | пробега до капитального ремонта | |
I | 1,00 | 1,0 | 1,25 |
II | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
III | 0,8 | 1,2 | 0,8 |
IV | 0,7 | 1,4 | 0,7 |
V | 0,6 | 1,0 | 0,6 |
При определении нормы пробега двигателя до капитального ремонта учитывают значения коэффициента К1, равного 0,8 для III категории условий эксплуатации, 0,7 – для IV и 0,6 – для V.
Исходный коэффициент корректирования, равный условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей, умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды, годового объема выполняемых работ по ТО и ТР 200-250 автомобилей, пробег с начала эксплуатации 50-75% от нормативного пробега до капитального ремонта, оснащение средствами механизации согласно табелю технологического оборудования.
Результирующий коэффициент корректирования нормативов получают умножением коэффициентов в определенном порядке.
Таблица 4 Коэффициент корректирования нормативов ТО в зависимости
от модификации подвижного состава и организации его работы – K2
Модификация подвижного состава и организация его работы | Значение коэффициента К2 для | |
трудоемкости ТО и ТР | пробега до капитального ремонта | |
Базовый автомобиль | 1,00 | 1,00 |
Седельные тягачи | 1,10 | 0,95 |
Автомобили с одним прицепом | 1,15 | 0,90 |
Автомобили с двумя прицепами | 1,20 | 0,85 |
Автомобили – самосвалы при работе на расстоянии свыше 5 км | 1,15 | 0,85 |
Автомобили-самосвалы с одним прицепом при работе на расстоянии до 5 км | 1,20 | 0,80 |
Автомобили-самосвалы с двумя прицепами | 1,25 | 0,75 |
Специализированный подвижной состав (в зависимости от сложности оборудования) | 1,10-1,00 | - |
Периодичность Lто технического обслуживания равна:
Lто = Lн К1К3 (1)
Пробег до капитального ремонта автомобиля равен:
L1= Lн К1К2К3 (2)
Трудоемкость технического обслуживания:
tто= tтон К2К5 (3)
Трудоемкость текущего ремонта равна:
tтр= tтрн К1К2К3К4К5 (4)
Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ремонте корректируют умножением нормативов, приведенных в табл.5, на коэффициент К4 (табл.6), зависящий от пробега с начала эксплуатации.
Скорректированную периодичность округляют до целых сотен километров
ПРИМЕР.
Автомобиль ГАЗ-53-12 имеет пробег с начала эксплуатации 65 тыс.км. Он работают в сельскохозяйственном предприятии в пригородной зоны на дорогах с асфальтовым покрытием, предприятие расположено в умеренно холодном климате.
Требуется определить норму пробега до и после капитального ремонта, периодичность и трудоемкость технических обслуживаний и текущего ремонта автомобиля.
Решение.
1. Дорожные условия относятся к I категории условий эксплуатации (см. таблицу 3).
2. Норму пробега автомобиля ГАЗ-53-12 до капитального ремонта L1 определяют из выражения 2 на основании таблиц 3, 4, 5 (формула 2)
При этом К1 = 1,0 ; К2 = 0.9; К3 = 0,9 Lн = 200 тыс.км.
L1 = 200 0,9 0,9 = 162 тыс.км
После капитального ремонта норма L2 пробега автомобиля должна состоять не менее 80% от пробега до капитального ремонта:
L2 = 162 0,8 = 130 тыс.км.
3. Периодичность технических обслуживаний устанавливаем с учетом данных таблиц 3, 5 используя формулу 1.
Периодичность ТО-1 составит:
1то-1 = 2400 1,0 0,9 = 2160 км;
Периодичность ТО-2 составит:
1то-2 = 9600 1,0 0,9 = 8640 км.
Трудоемкость технических обслуживаний и текущего ремонта определяют с помощью выражений 3 и 4, данных таблиц 3-8, из которых следует: К1 = 1,0; К2 = 1,15; К3 = 1,1; К4 = 1,4.
Для определения значения коэффициента К5 необходимо знать количество автомобилей. Число автомобилей - 20, обслуживаемых и ремонтируемых на предприятии, которому соответствует К5 = 1,15 (см. табл.7).
В этом случае:
1ЕО = 0,42 1,15 1,17 = 0,56 чел.ч
1ТО-1 = 2,2 1,15 1,17 = 2,96 чел.ч
1ТО-2 - 9,1 1,15 1,17 = 12,24 чел.ч
1тр = 4,9 1,0 1,15 1,1 1,4 1,15 = 9,32 чел. ч
1000 км
Таблица 5 Коэффициент корректирования нормативов ТО в зависимости
от природно-климатических условий – K3 = K31 x K311
Характеристика климата в районе эксплуатации подвижного состава | Административно-территориальная единица | Значение коэффициента Кз1 для | ||
периодичности ТО | удельной трудоемкости ТР | пробега до кап. Ремонта | ||
Коэффициент К31 | ||||
Очень холодный | Якутская АССР, Магаданская область | 0,8 | 1,3 | 0,7 |
Холодный | Бурятия , Карелия, Коми, Тува, Алтайский край, Красноярский, Приморский, Хабаровский, Амурская область, Архангельская, Иркутская, Камчатская, Кемеровская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Томская, Тюменская, Читинская области | 0,9 | 1,2 | 0,8 |
Умеренно холодный | Башкирия, Удмуртия, Курганская область, Пермский край, Свердловская и Челябинская области | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный | Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская область | 1,0 | 0,9 | 1,1 |
Умеренный | Остальные районы России | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Коэффициент К 311 | ||||
С высокой агрессивностью окружающей среды | 0,9 | !.! | 0,9 |
Таблица 6 Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта (К4) и продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонта (К4 ) в зависимости от пробега подвижного состава с начала эксплуатации
Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до капитального ремонта | Подвижной состав | |||||
Легковые автомобили | Автобусы | Грузовые автомобили | ||||
К4 | К4 | К4 | К4 | К4 | К4 | |
До 0,25 | 0,4 | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 0,4 | 0,7 |
Свыше 0,25 до 0,50 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
От 0,50 до 0,70 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
0,75 до 1,00 | 1.2 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 1,3 |
1,00 до 1,25 | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 1,4 | 1,5 | 1,4 |
1,25 до 1,50 | 1,4 | 1,3 | 1,5 | 1,4 | 1,6 | 1,4 |
1,50 до 1,75 | 1,6 | 1,3 | 1,8 | 1,4 | 2,0 | 1,4 |
1,75 до 2,0 | 1,9 | 1,3 | 2,1 | 1,4 | 2,2 | 1,4 |
Свыше 2,0 | 2,1 | 1,3 | 2,5 | 1,4 | 2,5 | 1,4 |
Таблица 7 Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на автотранспортном предприятии и количества технологически совместимых групп подвижного состава – К5.
Количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых на автотранспортном предприятии | Количество технологически совместимых групп подвижного состава | ||
Менее 3 | Более 3 | ||
До 100 | 1,15 | 1,20 | 1,30 |
Свыше 100 | 1,05 | 1,10 | 1,20 |
200 до 300 | 0,95 | 1,00 | 1,10 |
300 до 600 | 0,85 | 0,90 | 1,05 |
0,80 | 0,85 | 0,95 |
Таблица 8 Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на автотранспортном предприятии и количества технологически совместимых групп подвижного состава – К5
Количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых на автотранспортном предприятии | Количество технологически совместимых групп подвижного состава | ||
менее 3 | более 3 | ||
До 100 | 1,15 | 1,20 | 1,30 |
Свыше 100 до 200 | 1,15 | 1,10 | 1,20 |
Свыше 200 до 300 | 0,95 | 1,00 | 1,10 |
Свыше 300 до 600 | 0,85 | 0,90 | 1,05 |
Свыше 600 | 0,80 | 0,85 | 0,95 |