Содержание разделов дисциплины

№№пп Наименование раздела дисциплины Содержание Формиру-емые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Нормы и институты Неоинституциональная экономическая теория: новый инструментарий. Особенности метода неоклассической экономической теории. Норма (правило). Объяснение правил. Институт. Функции институтов. Координационные и распределительные функции институтов. Формальные и неформальные институты. Сравнительные преимущества формальных и неформальных институтов. Соотношение формальных и неформальных институтов в экономике. Иерархия институтов ОК-1 ОК-2 ОК-3 ПК-6 ПК-12 Знать: основные понятия институциональной экономики Уметь: выделять общественные институты и производить их классификацию Владеть: терминологией теории норм и институтов Лекции, дискуссия, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой
2. Права собственности Правила и права. Экономическая теория исключительных прав. Стимулы общества к предоставлению исключительных прав. Права собственности. Англо-саксонская и континентальная традиции. Пава собственности и отдельные правомочия. Возможности расщепления прав собственности. Спецификация и размывание прав собственности. Альтернативные методы защиты прав собственности. Проявление прав собственности. Влияние прав собственности на решения экономических агентов. ОК-4 ПК-3 ПК-6 ПК-13 Знать: основные понятия теории прав собственности Уметь: различать системы прав собственности, сложившиеся в современном обществе Владеть: методами оценки прав собственности с позиций институциональной и эволюционной теорий Лекции, дискуссия, самостоятельная работа с литературой
3. Трансакционные издержки Понятие трансакционных издержек. Трансакционные и трансформационные издержки. Виды трансакционных издержек. Явные и неявные трансакционные издержки. Затраты на обеспечение выполнения контрактов и потери от невыполнения контрактов. Влияние трансакционных издержек на решения экономических агентов. Подходы к количественному анализу трансакционных издержек. Результаты количественной оценки трансакционных издержек. ОК-9 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9 Знать: способы классификации трансакционных издержек Уметь: выделять трансакционные издержки в деятельности фирмы Владеть: техникой неоинституционального анализа трансакционных издержек   Лекции, дискуссия, письменное домашнее задание, подготовка докладов по теме
4. Внешние эффекты и теорема Коуза Внешние эффекты. Классификации внешних эффектов. Влияние внешних эффектов на стимулы и результаты экономической деятельности. Альтернативные способы интернализации внешних эффектов, их сравнительные преимущества. Теорема Коуза. Первая теорема Коуза. Вторая теорема Коуза. Российская приватизация как иллюстрация теоремы Коуза. Альтернативные режимы собственности (свободный доступ, коммунальная собственность, частная собственность, государственная собственность) ОК-4 ОК-8 ОК-9 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9 Знать: обоснование теоремы Коуза и выводы из нее Уметь: выделять внешние эффекты и определять значимые и нейтральные факторы Владеть: методикой институционального анализа внешних эффектов Лекции, дискуссия, самостоятельная работа с литературой
5. Теория организаций Характеристики трансакции. Механизмы управления трансакциями. Классификация О.Уильямсона. Логика экономической организации. Контракт. Типы контрактов (классический, неоклассический, отношенческий). Выбор между разными типами контрактов. Специфичность активов и возможности долгосрочных контрактов. Выбор между организацией и рынком. Контрактная природа фирмы. Acимметричная информация и неблагоприятный отбор. Проблема «принципал-агент». Моральный риск, стимулирующие контракты и их экстерналии. Cтруктура прав собственности в фирмах и экономические результаты ОК-1 ОК-8 ОК-9 ПК-5 ПК-12 ПК-13 Знать: основные понятия теории О. Уильямсона Уметь: различать типы организации трансакций в зависимости от специфичности ресурсов Владеть: техникой анализа контрактных отношений с позиций теории организаций Лекции, дискуссия, самостоятельная работа с литературой, подготовка докладов, деловая игра
6. Теория государства и коллективные действия Государство в неоинституциональной экономической теории. Роль и функции государства. Контрактные модели государства. Социальный контракт. Эксплуататорские модели государства. Ограничения монопольной власти правителя. Проблема безбилетника и организация коллективных действий. Группы специальных интересов. Роль государства в решении проблемы безбилетника. Государство и развитие институтов. Институциональное проектирование. Импорт институтов. Изменения законодательства. ОК-3 ОК-4 ПК-6 ПК-8 ПК-9 Знать: основные теории возникновения государства Уметь: объяснить простую классическую модель контракта между правителем и подданными Д.Норта Владеть: методами оценки государственного регулирования с точки зрения ограничений модели Д.Норта Лекции, дискуссия, самостоятельная работа с литературой
7. Институциональные изменения Особенности институционально-эволюционного подхода к развитию. Понятие институциональных изменений. Схема и траектория институциональных изменений. Зависимость от траектории предшествующего развития. QWERTY-эффекты. Институциональные ловушки (эффект блокировки).   ОК-3, ОК-4 ПК-6 ПК-8 ПК-9 Знать: понятия теории институциональных изменений Уметь: определять схему и траекторию институциональных изменений Владеть: методами оценки эффективности институционального планирования на основе методологии институционально-эволюционного подхода Лекции, дискуссия, самостоятельная работа с литературой, подготовка сообщений
8. Право и экономическая теория Экономическая роль права. Экономический анализ общего права. Экономический анализ нормативно-правовых актов. Экономический подход к анализу преступного поведения и предупреждения правонарушений. Теневая экономика. Проблема уклонения от налогов.   ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-12 ПК-2 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-12 Знать: экономическую интерпретацию права Уметь: анализировать правовые нормы, принятые в РФ с точки зрения экономики Владеть: экономическим подходом к правому анализу, в том числе анализу преступного поведения Лекции, дискуссия, самостоятельная работа с литературой