СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ

Рекомендуется в структуру методических рекомендаций по подготовке студентов к интерактивным занятиям включать следующий алгоритм их проведения:

1. Подготовка занятия

2. Вступление

3. Основная часть

4. Выводы (рефлексия)

В методических рекомендациях необходимо отразить следующие ключевые моменты:

· как студент может должен подготовиться к проведению данного вида занятий (изучение определенного материала, получение определенных специальных навыков, изучение различных методик решения поставленной задачи и т.п.)

· какую литературу при подготовке необходимо использовать

· знания из каких разделов дисциплины (междисциплинарные связи) необходимо использовать

· какой инструментарий будет необходим при проведении занятия

· каким образом будет проводиться занятие (ход проведения занятия, сценарий, темы для обсуждения и т.п.)

· какие специальные средства будут использованы на интерактивном занятии (информационные, специальное оборудование и прочее)

· каковы правила поведения на данном занятии

· какова роль каждого студента на данном занятии

Проведение интерактивного занятия включает следующие правила поведения студентов:

ü студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;

ü способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике;

ü распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.

ü соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

ü при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

ü спорить в дружественной манере;

ü быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Студенты никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

ü внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

ü язык и жесты, используемые обучающимися, должны отражать их уважение к другим.

 

Этика преподавателя включает следующие моменты:

Ø преподаватель должен способствовать личному вкладу студентов и свободному обмену мнениями при подготовке к интерактивному обучению;

Ø преподаватель должен обеспечить дружескую атмосферу для студентов и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

Ø преподаватель должен облегчать подготовку занятиям, но не должен сам придумывать аргументы при дискуссиях;

Ø преподаватель должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели студентов;

Ø преподаватель должен обеспечить отношения между собой и студентами, они должны основываться на взаимном доверии.

Ø преподаватель должен провоцировать интерес, затрагивая значимые для студентов проблемы;

Ø стимулировать исследовательскую работу;

Ø заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по ходу занятия, чтобы не дать погаснуть дискуссии, обсуждению;

Ø не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

Ø обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно больше­го количества студентов, а лучше — всех;

Ø не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;

Ø не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала занятия такие вопросы следует переадресовывать аудитории;

Ø следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.

Ø проанализировать и оценить проведенное занятие, под­вести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале занятия цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

Ø помочь участникам занятия прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

Ø принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

Ø в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

Ø добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

Ø показать высокий профессионализм, хорошее знание материала в рам­ках учебной программы;

Ø обладать речевой культурой и, в частности, свободным и грамотным владением профессиональной терминологией;

Ø проявлять коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;

Ø обеспечить быстроту реакции;

Ø способность лидировать;

Ø умение вести диалог;

Ø иметь прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;

Ø уметь владеть собой

Ø умение быть объективным.