Управленческие роли

Управленческая роль – это соответствующий выработанным нормам способ поведения руководителя по обеспечению успешной деятельности организации. Роль руководителя – официальная (институциализированная или конвенциальная, т.е. возникшая в результате договора) роль человека, на которого возложены функции управления организацией (социальной группой, общностью, институтом). В структуру роли руководителя входят системы юридических и других социальных норм, системы ожиданий, предъявляемых к руководителю со стороны других лиц, занимающих как более высокие, так и более низкие социальные позиции (статусы). Ожидания, входящие в структуру роли, определяют ответственность и обязанности перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией. Эта роль предоставляет личности право применять строго определенные санкции для управления деятельностью подчиненных. При ее исполнении имеет место взаимовлияние роли и личности. Не только личность может влиять на роль и ее исполнение (например, выбирая стиль руководства), но и структура роли способствует формированию специфических черт и качеств личности. Кроме роли руководителя выделяют еще три типа управленческих ролей: межличностные, информационные и роли по принятию решений. К межличностным ролям, в первую очередь, относят роль лидера, а во вторую – все другие неформальные роли, связанные с исполнением управленческих функций на неформальном уровне. Лидер нацелен на межличностные отношения и ответственен за мотивацию тех, кто избрал его на эту роль. К информационным ролям – относят роль “приемника информации” (“информатора”), т.е. лица, который разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, необходимую для использования в интересах дела. Обычно он действует как эксперт по вопросам дан- ной отрасли или области политики, экономики, культуры и т.д.

К ролям, связанным с принятием решений, относится самый разнообразный круг управленцев, кому предоставлено это право. Например, предприниматель изыскивает дополнительные возможности внутри организации и за ее пределами, разрабатывает и “запускает” различные выгодные проекты; контролирует разработку планов изменения организации и т.д. Распорядитель ресурсов – ответственный за принятие связанных с ними решений, ведущий переговоры и др. Управленческие роли взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом в едином управленческом процессе (цикле). Все они связаны с определенными властными полномочиями. Управление всегда основывается на презумпции власти и полномочий, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на явном или скрытом давлении одних на других, на неравенстве в доступе к экономическим и социальным благам. Управление может принимать авторитарную или демократическую формы, но оно всегда остается определенным режимом деятельности индивидов или групп, ограничением свободы действий рамками предписанных норм и правил. Управленческая пирамида построена таким образом, что в ее конусе находят- ся самые привилегированные должности. Их гораздо меньше, чем непривилегированных, исполнительных позиций внизу. Поэтому и претендентов на продвижение больше, чем под них уготовано мест. Стремление к достижению, как основной мотив управленческой карьеры, не обязательно связан с социально одобряемыми действиями. Это могут быть и “подсиживание”, коррумпирование, протекция, клевета. Но всегда стремление к достижению объективно связано с неравенством. Если на руководящий пост выдвигается только один, а другие остаются на прежнем месте, то тем самым подчеркивается – первый не равен вторым. Основной принцип коллективистских отношений нарушается. Недаром большинство утопических коммун погибли в тот момент, когда функцию управления, до того осуществляемую всеми, узурпировал один. Поэтому отношения зависимости и власти, отношения подчинения являются важнейшими элементами системы управленческих отношений.

Социальные отношения зависимости и власти

Управление строится на зависимости одних от других. Эти отношения присутствуют во всех видах социальных отношений. Они многообразны по форме про- явления, а по существу составляют основу управленческих отношений. Социальная зависимость – это та сила, которая принуждает нас к выполнению определенных ролей или отказу от их выполнения. На практике отношения зависимости не всегда осознаются. Рабочие и управленцы могут не знать и не видеть в лицо друг друга, но находиться в отношениях зависимости. Осознание этих отношений может значительно изменить характер межличностных взаимосвязей. Так, если мы осознаем, что зависим от определенного лица или группы лиц, то можем предпринять усилия к разрушению или ослаблению связей, ставящих нас в зависимое положение. Выделяют структурную и скрытую (неформальную) зависимость. Структурная зависимость основывается на различиях в статусах: обладатели низких статусов зависят от тех, кто имеет высокий статус. Иначе говоря, это зависимость подчиненных от руководителей. Скрытая зависимость проявляется тогда, когда официальный статус не имеет значения, поскольку на первый план какие-либо значимые ценности. Имеющий высокий статус, но не обладающий определенными ценностями или каналами доступа к ним, находится в зависимости от того, кто этими ценностями обладает, хотя имеет и более низкий статус. В этом случае официальные статусы отходят на второй план, уступая место скрытым отношениям неформальной зависимости.

Отношения власти отличаются универсальностью, поскольку присутствуют во всех видах социальных отношений. Власть есть функция, необходимый элемент жизнедеятельности социальной системы. Это способность одних индивидов изменять поведение других. Власть основывается на трех компонентах: силе, влиянии и авторитете. Сила - это применение или угроза применения физического принуждения. Влияние – это способность воздействовать на решения и действия других по- мимо авторитета, на основании престижа, уважения, привязанности. Авторитет – установленное и узаконенное право принимать решения и управлять действиями других людей. Неотъемлемой частью авторитета является право ожидать подчинения и контролировать его. Право руководить и требовать уступчивости обусловливается согласием подчиненных на уступки и несамостоятельность поведения. Выделяют официальный (формальный) и неофициальный (неформальный) авторитет.

Официальный авторитет закрепляется с помощью норм, предписанных правил, положений, инструкций и т.п. и зависит от социальной роли его субъекта. Например, авторитет руководителя в коллективе или административном аппарате.

Неофициальный авторитет реализуется через отношение к его субъекту со стороны других людей, устанавливается с помощью социально-психологических механизмов и получает психологическое обоснование через личные качества человека, его знания, умения и навыки, профессиональное мастерство и жизненный опыт, т.е. через реальные достоинства носителя авторитета. Авторитет имеет социальную природу, поэтому он не задается априори, а приобретается и зарабатывается. Он, в первую очередь, зависит от успешности выполнения тех или иных социальных функций. Авторитет руководителя определяется его соответствием современным требованиям, предъявляемым к управленческой деятельности, его морально-этическими качествами, компетентностью, организаторскими способностями. Поэтому приобретаемый руководителем авторитет не сохраняется длительное время, если руководитель постоянно не совершенствует свой стиль, формы и методы работы с людьми. Зависимость – это неотъемлемое свойство властных отношений. Зависимость отличается от власти тем, что:

1)от нее можно уйти, ускользнуть, уклониться;

2) в отношениях зависимости нет уступчивости, согласия на подчинение со стороны зависимой стороны;

3) зависимость может быть неосознанной, в то время как отношения власти всегда осознанны. Власть есть зависимость в действии, а зависимость – неотъемлемое свойство властных отношений. Выделяют власть принуждения, власть связей, власть специалиста, нормативную, референтную. Существует т.н. “поле власти”, которое может быть предельно малым (личность одного человека) и предельно большим. Есть также абстрактное понятие “вакуум власти”. Абстрактным его называют потому, что в реальной жизни вакуума власти не существует. Тот объем власти, который не используют официальные ли- деры, переходит к лидерам неофициальным. Власть перераспределяется в соответствии с пословицей: “Права не дают, а берут”. Власть обладает свойством неопределенности. Когда руководители не имеют ясного представления о том, что им делать и как поступать в тех или иных условиях, они невольно наделяют властными полномочиями тех, кто знает. Крупные и сложные организации представляют собой лабиринт неопределенностей. Их руководите- ли постоянно находятся в замешательстве, натыкаясь на препятствия, созданные их собственным незнанием. Незнание есть та почва, на которой происходит перераспределение власти от руководителей к экспертам. Некоторые профессии могут быть источником большой власти. К ним относятся такие сферы деятельности, от работников которых непосредственно зависит здоровье, свобода и благосостояние людей. Часть искусства завоевания власти состоит в том, что создается впечатление, будто бы человек обладает такими знаниями, которые недоступны окружающим. В условиях всегда сопутствующей власти неопределенности это обстоятельство приобретает решающее значение. Э. Фромм в этой связи заметил: “Если кто-либо делает заявление, звучащее вполне разумно, он вполне ординарен, ничем не отличается от других людей. Если же, однако, он осмелился высказать нечто с точки зрения разума абсурдное, то самим уже этим фактом он показывает, что выходит за пределы обыденного здравого смысла и обладает некой магической силой, властью, возвышающей его над обычным человеком” Если руководитель проявляет нерешительность, он постепенно теряет свою власть. Она переходит к тем, кто более компетентен и решителен. Власть, не обеспеченная ресурсами (материальными и духовными), переходит к тем, кто этими ресурсами обладает. Усиление зависимости руководителя от вышестоящих инстанций по существу нейтрализует его власть. Увеличение количества подчиненных ведет к усилению власти, в то время как их уменьшение ослабляет власть руководителя.

Социальные отношения подчинения

Власть всегда основывается на подчинении. Подчинение выражается в готовности подчиниться людям, имеющим властные полномочия. Если кто-то не может подчинить себе других, это означает, что власти у него нет. Подчинение означает зависимость (статусную, материальную или духовную). В 1965 году американский исследователь Стенли Минграм провел эксперимент по изучению отношений подчинения. Студентам колледжа, участвующим в эксперименте, было предложено наносить болезненные удары электрическим токам незнакомым “жертвам”. Студенты исполняли роль экзаменаторов, а экзаменуемый сидел в соседней комнате. По инструкции должны были провести необычно строгий экзамен. В случае неверного ответа экзаменуемого следовало наказать, подвергнув действию электрического тока. Для этого использовался страшноватый на вид при- бор, а электрические разряды якобы передавались через стул, на котором сидел экзаменуемый. По крайней мере, студенты были уверены в этом. В действительности эти электрические разряды были ложными, но после каждого удара экзаменуемый (помощник экспериментатора) “стонал” от боли. Экспериментатор требовал, чтобы студенты наносили все более сильные удары незадачливому ученику. Каждый из участвующих в эксперименте мог отказаться от участия в нем без всяких последствий для себя. Однако 65% не сделали этого и продолжали мучить свою жертву. Они считали, что не несут за эти мучения никакой ответственности, поскольку действуют по приказу экспериментатора, т.е. человека, наделенного властью.

Исследование показало, что возможности слепого подчинения необычайно велики. Подчинение опасно, поскольку превращает людей в вещи, лишает их главного свойства жизни – свободы. Слепое подчинение вызывается, прежде всего, деперсонизацией отношений между людьми. Отчуждение человека от результатов деятельности создает некое нейтральное пространство, в котором совершаются самые бесчеловечные поступки. Деперсонизации способствует и форменная одежда (экспериментатор был одет в белый халат, что было символом власти). Форма говорит о том, что носящий ее человек исполняет определенную роль. Снимая форму, люди расстаются и с дан- ной ролью. При этом они думают, что не несут моральной ответственности за по- ступки, обусловленные этой ролью. . Слепому подчинению способствует соблюдение психологической дистанции между исполнителями и жертвами. Палачи не видят своих жертв, что позволяет им психологически дистанцироваться от них. В результате появляется равнодушное от- ношение к страданиям других. Исследование показало, что люди гораздо сильнее хотят подчиняться, чем их к этому вынуждают. Большинство людей даже не осознает этой потребности. Глубинными корнями подчинения является эмоция страха. Этот страх ощущается как страх перед опасностями, угрожающими непокорным.

Основные подходы в социологии управления

В социологии управления, как и в общей социологии, выделят пять основных подходов к изучению ее предметной области. Это подходы: социально-организационный, ситуационный, творческий, дискриптивный и нормативный. Социально-организационный подход в управлении – направление в управленческой науке, где центральной проблемой является проблема эффективности и надежности организации. В рамках данного подхода решаются вопросы целеполагания, управляемости и гибкости организации; стратегии и тактики управления, надежности и качества управленческих решений; личного и безличного, творческого и рутинного, формализованного и спонтанного в отношениях людей, членов организации. Особенностью это подхода является признание двух начал в развитии организации:

1) целевой ее природы, предполагающей свободное изменение ее форм, в соответствии с необходимостью преобразований в ходе достижения целей;

2) взгляд на организацию как на естественно развивающийся социальный организм, поэтапное становление которого детерминировано рядом специфических закономерностей.

Ситуационный подход к управлению – это подход, при котором, выбор оптимальной организационной структуры и эффективных механизмов управления определяется особенностями ситуации, в которой находится объект управления. Сущность данного подхода заключается в выборе нужного критерия анализа и оценки управленческой ситуации с точки зрения использования власти и влияния. Чем больше власти и влияния у руководителя, тем благоприятнее и проще управленческая ситуация. Творческий подход в управлении означает нацеленность социологии управления на выработку и применение оригинальных, нестандартных решений, разработку новаторских приемов позволяющих значительно повысить эффективность функционирования, как управляющей, так и управляемой подсистем. Данный подход предъявляет высокие требования к личным качествам руководителей различных уровней. Социология управления также стремится не допустить заблуждения, сопутствующие этому поиску, в область практики. Заблуждения – это не объективный, а субъективный момент в управлении, от которого трудно избавиться без применения социологического знания. Дескриптивный и нормативный подходы к управлению – это способы анализа объекта социального управления, оценки его состояния и возможностей изменения. Анализ объекта предполагает описание того, каков социальный объект и что он представляет собой в настоящее время, а также того, каким он должен быть в ближайшем будущем и в перспективе. Дескриптивный подход ограничивается описанием наблюдаемых свойств социальных объектов, а нормативный предполагает разработку рекомендаций, программы действий, осуществление которой приведет к за- данной цели.

Принципы социологии управления

Принципы социологии управления – это исходные основополагающие требования, которыми руководствуется субъект управления. К ним относятся: принципы объективности, системности, комплексности, конкретности, основного звена, адресности, законности. Принцип объективности выражает требование учета в процессе управления закономерностей развития объекта управления. Он означает необходимость научной обоснованности управленческой деятельности достижениями общественных и естественных наук, а также результатами конкретных социологических исследований. Принцип системности выражается, во-первых, в понимании объекта управления как системы, во-вторых, в понимании управленческого воздействия как систем- ного по логике и применяемым средствам. Принцип комплексности означает требование учитывать в каждом социальном явлении, подвергающемуся управленческому воздействию, все его аспекты: экономические, социальные, духовные, политические и другие. Это особая сторона сис- темного подхода в социальном управлении. Принцип конкретности означает требование соответствия управленческого воздействия свойствам объекта социального управления. Например, при реализации управленческого решения этот принцип выражается в соответствии управленческой задачи социально-психологическим и иным качествам исполнителей, что обеспечивает их активное включение в процесс достижения нужных целей. Принцип основного звена выражается в требовании определения главной задачи среди всего комплекса взаимосвязанных задач. Для того чтобы найти главное звено в управленческой деятельности в данный момент, необходимо выявить главную причинную связь. Основное звено – это то звено, которое цементирует систему и обеспечивает ее успешное функционирование. Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей и за- крепление вполне определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели. Нарушение этого принципа в социальном 25 управлении приводит к появлению неопределенности в отношениях исполнителей и руководителей, снижению их ответственности и, как следствие, к снижению целевой направленности управленческого процесса. Принцип законности – это обязательное исполнение законов и иных правовых актов всеми участниками управленческого процесса.