Классификация интервью.
1. По форме и технике опроса:
Стандартuзuровнное - стандартизация плана интервью: жесткая формулировка вопросов (закрытых), определена последовательность задавания вопросов. Преимущество - контроль условий и хода опроса, сведение к минимуму влияние личности интервьюера.
Нестандартuзuрованное - нет плана и сформулированных вопросов, задана только тема исследования. Формулировка вопросов, их последовательность, длительность беседы - на усмотрение интервьюера. Проведение интервью требует тщательной подготовки: исследователь очерчивает определенный круг вопросов, по которым надо собрать информацию. Полная фиксация ответов носит обязательный характер. Данный вид интервью чаще всего используется при опросах экспертов и на стадии разведывательного исследования.
Полустандартизированное - предполагает использование не только закрытых, но и некоторого количества открытых вопросов. Жестко стандартизируются только самые важные вопросы. Интервьюер имеет возможность некоторые вопросы формулировать произвольно.
2. По целевому назначению:
Ретроспективное - Имеет целью оценочное воспроизведение прошлых фактов
Интроспективное - Имеет целью изучить мнение и оценку людей по поводу текущих событий.
Прожективное - имеет целью выявить отношения людей к виртуально возможным событиям или проведение людей в потенциально возможных ситуациях.
3. По типу опрашиваемых лиц:
Экспертный опрос, Опрос простых респондентов
4. По количеству опрашиваемых: индивидуальное и групповое.
5. По процедуре:
Однократное
Многократное - предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала.
Фокусированное (направленное) (фокус-группа)- изучение мнений относительно конкретной ситуации. Респондентов предварительно знакомят с предметом беседы.
Глубинное (клиническое, интенсивное) - которое используется: для зондажа общественного мнения по различным вопросам, в разведывательных исследованиях, при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых. Кроме общей темы исследования задан круг вопросов, ответы на которые надо получить.
Ненаправленное - дает возможность респондентам высказываться по наболевшим, актуальным проблемам. Задача интервьюера - корректировка темы разговора.
6. По способу общения социолога и респондента: Личное и Телефонное.
7. По месту проведения: Место жительство, Место работы, На улице
8. По цели исследования:
Разведывательное - при необходимости получить предварительную информацию о проблемном поле.
Контрольное - проведение пилотажа инструментария или про верки результатов ранее проведенного интервью.
Основное - сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке.
9. По способу регистрации
ответов:
С записью на опросном листе
С записью на магнитофоне
С ассистентом