Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.

Менеджмент – как наука изучает отношения, складывающиеся в процессе управленческой деятельности (орг-ция, постановка целей, планирование, выдача распоряжений, координация работы, контроль, оценка, вознаграждение и т.д.)

Как наука менедж-т стала формироваться в начале 20 в. Тейлор, Файоль, Ратенау публиковали свои труды по управлению и научной организации труда.

Работу Тейлора: «Управление фабрикой и принципы менеджмента» принято считать 1-ой работой по научному управлению. Значение трудов Тейлора определяется тем, что он выделил из общего производственного процесса управление как самостоятельный вид деятельности, что дало возможность развития управления как науки.

Менеджмент как наука начала формироваться в школе научного упр-ния и развития в рамках других научных школ.

Осн. цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффектив-го функционирования всех внешних и внутренних органов орг-ции.

Объектом менеджмента яв-ся орг-ция, как сознательно координируемое объединение для достижения установленных целей сообщества людей.

Субъект – менеджер, руководитель различного уровня, занимающий постоянную должность в орг-ции и наделенный полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности орг-ции.

Принципы менеджмента – общие закономерности, устойчивые требования, при соблюдении кот обеспечивается эффективное развитие организации.

1. сочетание научности и творчества: заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках, но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использовать принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации;

2. целенаправленность предполагает, что управленческая деятельность д.б. направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем;

3. сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы с одной стороны, а с др. - разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;

4. последовательность базируется на строго определенной последовательности выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение кот-й может привести к неразберихе в работе и затягиванию выполнения задач (н-р, сначала следует определить необходимый штат сотрудников, а после этого заполнять вакансии, а не наоборот). Некоторые работы имеют циклический характер - повторяются периодически, (н-р, периодически или непрерывно должны проводиться маркетинговые исследования покупательского спроса или составляться планы работы предприятия на будущий год);

5. непрерывность предполагает, что каждый вид деятельности является основой для следующего вида (н-р, инженерный проект, на кот-ый затрачиваются значительные средства, д.б. реализован на практике, т.к. иначе работа данного сотрудника будет ненужной, а затраты напрасными);

6. принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации выражается в принятии решений на местах в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера;

7. учет псих. и поведенческих факторов в управлении персонала, а также способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью кот облегчается процесс принятия решений, след-о, увеличивается эффективность работы;

8. обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью, т.к. подобная ситуация сопряжена с произволом руководящих лиц, но диспропорция в обратную сторону подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, т.к. инициатива оказывается наказуема;

9. состязательность участников управления позволяет лично заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов;

10. предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений основывается на том, что при участии в данном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем то, которое в приказном порядке спускается от руководства.

11.Пр-п сочетания формального и неформ. стиля управления

12. Принцип развития

13. Пр-п динамичности и адаптивности системы управлнеия

14. Принцип делегирования полномочий