Агрегаты и оборудование для производства КРС и ПРС.
Работы, связанные с устранением различных неисправностей с внутрискважинным оборудованием, и геолого-технические мероприятия, проводимые в призабойной зоне продуктивного пласта, называются подземным ремонтом скважин. Работы, связанные со сложными операциями в стволе скважины, называются капитальным ремонтом. Все виды работ по подземному и капитальному ремонту скважин связаны с подъемом или спуском в скважину труб, штанг, различного инструмента или оборудования. Для этого на промыслах широкое распространение получили подъемные передвижные агрегаты, у которых вышка и лебедка размешаются па одной транспортной базе - тракторе или вездеходном автомобиле. Вышки или мачты оснащаются обычным полиспастом или талевой системой с крюком, на котором при помощи специальных приспособлений подвешивается поднимаемый (опускаемый) груз (трубы, штанги, насосные установки).Спускоподъемные операции проводятся с помощью талевой системы, состоящей из кронблока, талевого блока, крюка и талевого каната. Оснастка талевой системы т.е. число шкивов, участвующих в работе, определяется массой (весом) поднимаемого груза. Неподвижные ролики полиспаста, собранные вместе, называются кроноблоком и устанавливаются на верхней части вышки или мачты. Для спускоподъемных операций при подземном ремонте скважин применяют канаты с запасом прочности не менее 2,5. Мачты имеют высоту 15 и 22 м, грузоподъемностью 15 и 25 т. Мачта устанавливается над устьем скважины с небольшим углом наклона в сторону устья и укрепляется стальными оттяжками. Последние годы в основном применяются передвижные подъемные агрегаты на шасси. Для нагнетания рабочих жидкостей при КРС, проведении различных геолого-технических мероприятий (ГТМ), а также при других промывочно-продавочных работах применяются насосные цементировочные и продавочные передвижные агрегаты. В качестве монтажной базы для размещения оборудования передвижных агрегатов используются шасси автомобилей КРАЗ, УРАЛ, КАМАЗ, при этом двигатель автомобиля используется в качестве привода насоса высокого давления. Для проведения подземных и капитальных ремонтов скважин применяются трубные и штанговые элеваторы; трубные (цепные) и штанговые ключи. Трубные и штанговые элеваторы применяются для захвата трубы (штанги) и удержания колонны труб (штанг) при их спуске или подъеме. Для свинчивания и развинчивания НКТ применяются цепные ключи, а для штанг - штанговые ключи. Штанговый ключ состоит из рукоятки и рабочей части, имеющей зев под квадратную головку штанги. С целью облегчения и ускорения трудоемких процессов при спускоподъемных операциях применяется АПР (автомат подземного ремонта). АПР позволяет осуществлять: 1)автоматический захват и удержание колонны НКТ в специальном клиновом захвате; 2) механическое свинчивание и развинчивание НКТ; 3) автоматическое центрирование НКТ в скважине; 4) автоматическое ограничение усилия свинчивания. Наиболее сложные виды капитального ремонта - это ловильные работы по извлечению из ствола скважины оборвавшихся и улетевших па забой насосно-компрессорных труб, установок, инструмента и т.д. Для извлечения улетевшего на забой НКТ оборудования применяются специальные ловильные инструменты (труболовки, метчики, крючки, пауки, колокола и т.д.).(используют свинцовые печати