Методика изучения синтаксиса. Виды синтаксического разбора. Связь изучения синтаксиса с развитием речи и грамматической стилистикой.
Синтаксис – высший уровень языка. Завершает изучение всех языковых разделов, формирует представление о системе языка, об уровне их взаимосвязей, формирование языковых умений.
Совершенствуются лингвистическая и коммуникативная компетенции.
Цели:
*На основе усвоения синтаксических понятий обогатить синт.строй речи
*Расширить и систематизировать линвистические знания
*формировать речевые умения и навыки
Задачи:
* познакомить школьников с синт.единицами, с их взаимосвязями и т.о. сформировать представление о строе РЯ
* совершенствовать речь на основе усвоения синт.связей
* формировать умение использовать синт.единицы в речи в соответствии с коммуникативной ситуацией
* обогащать грамматический строй, обучая использованию синтаксических синонимов
* формировать основы развития пунктационных умений
Основные понятия.
Синтаксические единицы: словосочетание.
Словосочетание используется в предложении как «строевой материал», внутри предложения. Но внутри оно важно.
Хорошо видны связи между словами. В предложении словосочетание помогает усвоить грамматические нормы. Словосочетание может быть названием.
Словосочетание изучается в 5 классе, а потом в 8. В большинстве только подчинительные (СУП). Дети находят главное слово и задают вопрос к этому слову. В 8омм классе добавляется материал об именных, глагольных, наречных СС. Некоторые СС – в сравнении с грамматической нормой (благодаря чему?). Распространенные словосочетания.
Предложение.
- простые (двусост./односост., полн./неполн., распр./нераспр., осложн./неосложн.)
-сложные (ССП,СПП,БСП)
+ предложения с разными видами связи.
Сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство.
Самостоятельно высказывание, фрагмент целого текста.
Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная речь, цитаты, диалог
+ интонация, высказывание, предикативность
Изучается характеристика П по интонации, по цели высказывания.
СС, общая характеристика простого предложения, главные и второстепенные члены П, схема синтаксического разбора. Характеристика интонации.
ССП и СПП
связь интонации и знаков препинания
способы передачи чужой речи
случаи осложнения простого П
Способы выражения подлежащего и сказуемого
вводные конструкции
8-9 классы – основной курс
углубленное изучение словосочетания
виды простого П с осложненными вариантами
способы передачи чужой речи
все сложное П, с различными видами связи
Обращение к тексту. Теория актуального членения предложения. 2 способа связи – последовательная и параллельная. Абзац.
Умения.
СС
* правильно строить СС
* находить СС в П
* использовать в речи СС – синонимы
* соблюдать при построении СС речевые нормы
* производить синтаксич. разбор
П
* распознавать простые и сложные П
* использовать разные виды П при построении текста
* разбирать П (синт.разбор)
* соблюдать нормы РЯ при построении П
* употреблять разные типа синт.конструкций в соответствии с коммуникативной ситуацией
* умение находить средства синт.выразительности
* обосновывать выбор знаков препинания на основе синтаксических знаний
* устанавливать способы и средства связи П в тексте.
Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:
*словосочетания
*простого предложения
*сложного предложения