Методика изучения раздела «Лексика и фразеология». Обогащение словарного запаса учащихся. Лексический анализ слова.
Роль раздела:
Обогащение словарного запаса учащегося. Лексика помогает работать с функционированием слова, улучшением понимания текста: выделение микротем в лексемах. Формирование орфографических навыков.
Содержание раздела:
В 5 классе – лексическое значение слова (прямое, переносное, однозначное, многозначное, синонимы, антонимы, омонимы).
Лексика с т.з. происхождения: исконно-русская, заимств., устар., активно действ., неологизмы
с т.з функционирования: общеупотр., ограниченная (диалекты, проф.лексика, жаргон, изобразит. возможности)
Цель
Обогащение слов.запаса, развитие речи, развитие эстетического чувства, развитие навыков лексического анализа текста. Учиться находить в тексте слова, непонятные с т.з. значения и пользоваться словарем.
Лексические нормы РЛЯ
Умения
-умение истолковывать смысл слова
-находить значение слова в различных словарях
-подбирать синонимы (подбор контекстных синонимов)
-подбирать антонимы, различать омонимы
-видеть изобразительные средства, роль лексич.единицы
- умение производить лексический разбор
- уточнять значение слова, чтобы правильно его написать
Полный лекический анализ слова:
1. Однозначное слово или многозначное
2. В прямом или переносном значении
3. Сопоставление словарного значения с контекстным
4. Общеупотребительное слово или нет
5. Активный или пассивный словарный запас
6. Исконно-русское слово или заимствованное
7. Имеются ли синонимы, антонимы, омонимы
8. В каком стиле речи преимущественно употребляется
Лексика связана с развитием речи, с работой с текстом (анализ, создание). Без лексики невозможно изучать орфографию, морфемику. Связана с морфологией (межчастиречная омонимия).