Методика изучения раздела «Лексика и фразеология». Обогащение словарного запаса учащихся. Лексический анализ слова.

Роль раздела:

Обогащение словарного запаса учащегося. Лексика помогает работать с функционированием слова, улучшением понимания текста: выделение микротем в лексемах. Формирование орфографических навыков.

Содержание раздела:

В 5 классе – лексическое значение слова (прямое, переносное, однозначное, многозначное, синонимы, антонимы, омонимы).

Лексика с т.з. происхождения: исконно-русская, заимств., устар., активно действ., неологизмы

с т.з функционирования: общеупотр., ограниченная (диалекты, проф.лексика, жаргон, изобразит. возможности)

Цель

Обогащение слов.запаса, развитие речи, развитие эстетического чувства, развитие навыков лексического анализа текста. Учиться находить в тексте слова, непонятные с т.з. значения и пользоваться словарем.

Лексические нормы РЛЯ

Умения

-умение истолковывать смысл слова

-находить значение слова в различных словарях

-подбирать синонимы (подбор контекстных синонимов)

-подбирать антонимы, различать омонимы

-видеть изобразительные средства, роль лексич.единицы

- умение производить лексический разбор

- уточнять значение слова, чтобы правильно его написать

Полный лекический анализ слова:

1. Однозначное слово или многозначное

2. В прямом или переносном значении

3. Сопоставление словарного значения с контекстным

4. Общеупотребительное слово или нет

5. Активный или пассивный словарный запас

6. Исконно-русское слово или заимствованное

7. Имеются ли синонимы, антонимы, омонимы

8. В каком стиле речи преимущественно употребляется

Лексика связана с развитием речи, с работой с текстом (анализ, создание). Без лексики невозможно изучать орфографию, морфемику. Связана с морфологией (межчастиречная омонимия).