Содержание аудиторской проверки расчетов по НДФЛ.

 

Последовательность работ при проведении аудита НДФЛ можно разделить на три этапа - ознакомительный, основной и за­ключительный. На каждом этапе должны быть выполнены опре­деленные процедуры проверки.

На ознакомительном этапе выполняются:

- оценка систем бухгалтерского и налогового учета;

- оценка аудиторских рисков;

- расчет уровня существенности;

- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели по НДФЛ;

- анализ организации документооборота и изучение функ­ций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уп­лату налогов.

Выполнение процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого органи­зацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенци­альных налоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на предоставление организа­цией следующих основных документов: расчетные и расчетно-платежные ведомости, регистры бухгалтерского учета, налоговая отчетность по НДФЛ, при необходимости - информация отдела кадров, приказы и распоряжения.

При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогу на до­ходы физических лиц предварительная оценка начинается с об­щего анализа элементов системы налогообложения и определе­ния факторов, влияющих на налоговые показатели по НДФЛ.

На этапе предварительного планирования аудита налога на доходы физических лиц аудитор изучает порядок исчисления совокупного облагаемого дохода и учета доходов, выплаченных в пользу физических лиц, проводит инвентаризацию налоговой базы по каждому физическому лицу, которому выплачены дохо­ды, изучает порядок организации системы удержания налога на доходы физических лиц и правильность предоставления вычетов. Основной этап предполагает проведение углубленной про­верки участков налогового учета, на которых выявлены проблем­ные зоны с учетом значения уровня существенности, и выполня­ются:

- оценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ;

- проверка налоговой отчетности, представленной организа­цией по установленным формам;

- расчет налоговых последствий для организаций в случаях некорректного применения норм налогового законодатель­ства.

Аудитор должен также проверить, ведутся ли бухгалтерской службой налоговые карточки по доходам, полученным физиче­скими лицами от работодателя. Налоговые карточки проверяются выборочно по нескольким работникам организации, как правило, получающим разные доходы. В налоговых карточках должны най­ти отражение все доходы, полученные работниками, независимо от того, подлежат они налогообложению или же освобождены от него, а также от ставки налога, применяемой к ним. После про­верки налоговых карточек аудитору следует убедиться в том, что суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие удержанию и перечислению в бюджет, отражаются в лицевых счетах рабочих и служащих, которые ведутся бухгалтерией организации. В за­ключение аудитору следует проверить достоверность сведений, которые организация представляет в налоговые органы, о выпла­ченных физическим лицам доходах, начисленных и удержанных с этих доходов суммах налога на доходы физических лиц.

Особое внимание при проверке аналитического учета рас­четов по оплате труда с работниками аудитору следует обратить на формирование совокупного дохода работников, подлежаще­го налогообложению. Помимо вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей в совокупный доход должны быть вклю­чены дивиденды и проценты; доходы, полученные от использова­ния в Российской Федерации авторских или иных смежных прав; доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества; доходы от реализации недвижимого имущества, ак­ций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций и т.д.

При проверке правильности исчисления доходов аудито­ру необходимо знать, что существуют виды доходов физических лиц, которые не подлежат налогообложению. Это прежде всего:

- государственные пособия, за исключением пособий по вре­менной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законода­тельством. При этом к пособиям, не подлежащим налогооб­ложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

- государственные пенсии, назначаемые в порядке, установ­ленном действующим законодательством;

- все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством), связанных с возмеще­нием вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего де­нежного возмещения; оплатой стоимости и {или) выдачей по­лагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия; увольнением ра­ботников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; гибелью военнослужащих или государственных слу­жащих при исполнении ими своих служебных обязанностей; исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Одним из важных аспектов аудита НДФЛ является контроль правомерности применения и правильности исчисления нало­говых льгот.

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

1) для определенной категории налогоплательщиков в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода (лиц, получивших иди перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС; инвалидов Великой Отечественной войны и т.д.);

2) для определенной категории налогоплательщиков в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода (Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации; участников Великой Оте­чественной войны и т.д.);

3) в размере 1400 руб. за каждый месяц налогового периода -распространяется на 1 и 2 ребенка, на 3 и каждого последующего по 3000, на детей-инвалидов по 3000 у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся роди­телями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нараста­ющим итогом с начала налогового периода работодателем, пре­доставляющим данный стандартный налоговый вычет, превы­сил 280000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб., данный налоговый вычет не применяется. Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей), уста­новленный настоящим подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося днев­ной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоп­лательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

В учете организаций встречаются следующие нарушения при предоставлении стандартных налоговых вычетов на содержание детей: отсутствует письменное заявление работника по установ­ленной форме; к заявлению не приложены соответствующие до­кументы; свидетельство о рождении ребенка - для детей в возрас­те до 18 лет; справка учебного заведения - для учащихся дневной формы обучения; справка органа попечительства и надзора – для детей, опекуном которых является работник организации. Таким образом, аудитору необходимо проверить наличие указанных до­кументов в бухгалтерии организации.

Уменьшение дохода работника на соответствующий налого­вый вычет без представления работником письменного заявле­ния либо при отсутствии подтверждающих документов являет­ся нарушением законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. Такие факты аудитор должен отразить в пояснитель­ной записке и, кроме того, потребовать от бухгалтерской службы выполнить перерасчет сумм налога на доходы физических лиц с конкретных работников либо обязать их представить соответ­ствующие документы.

Очень важно при аудите обратить внимание на то, что при оп­ределении размера налоговой базы налогоплательщик имеет пра­во на получение следующих социальных налоговых вычетов:

- в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи орга­низациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финан­сируемых из средств соответствующих бюджетов - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;

- в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 50000 руб., а также в сумме, уплаченной налогоп­лательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных уч­реждениях;

Указанный социальный налого­вый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного докумен­та, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверж­дающих его фактические расходы за обучение;

- в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом пе­риоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицин­скими учреждениями Российской Федерации, а также упла­ченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержда­емым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с переч­нем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

Аудитору необходимо обратить особое внимание на то, что вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налого­плательщику, если лечение производится в медицинских учреж­дениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении нало­гоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.

Социальные налоговые вычеты предоставляются на основа­нии письменного заявления налогоплательщика при подаче на­логовой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

Кроме социальных налоговых вычетов, при определении раз­мера налоговой базы налогоплательщик имеет право на полу­чение имущественных налоговых вычетов, например, в сумме, полученной налогоплательщиком в налоговом периоде от прода­жи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика ме­нее трех лет, но не превышающей в целом 1 000000 руб., а так­же в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 250000 руб. При продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участ­ков, находившихся в собственности налогоплательщика пять лет и более, а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплатель­щиком при продаже указанного имущества.

Вместо использования права на получение имущественного на­логового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с полу­чением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщи­ком принадлежащих ему ценных бумаг.

Общий размер имущественного налогового вычета не мо­жет превышать 2000000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным на­логоплательщиком в банках Российской Федерации и фактиче­ски израсходованным им на новое строительство либо приоб­ретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.

В процессе аудита НДФЛ аудитор проверяет правильность исчисления и перечисления в бюджет налога на доходы физи­ческих лиц.

Аудитору следует учитывать, что дата фактического получе­ния дохода определяется как день:

- выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме;

- передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме;

- уплаты налогоплательщиком процентов по полученным за­емным (кредитным) средствам; приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактиче­ского получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за вы­полненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

При аудите исчисления НДФЛ необходимо проверить применение налоговых ставок. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено законода­тельством.

Налоговая ставка в размере 35% устанавливается в отноше­нии выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей; про­центных доходов по вкладам в банках в части превышения сум­мы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесен­ных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте.

В отношении всех доходов, получаемых физическими лица­ми, не являющимися налоговыми резидентами Российской Феде­рации, устанавливается налоговая ставка в размере 30%.

В размере 9% устанавливается налоговая ставка в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полу­ченных в виде дивидендов.

Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового пе­риода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Начисленная сумма налога удерживается непо­средственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Это удержание производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денеж­ных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Аудитор должен знать, что удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

Перечисление суммы исчисленного и удержанного налога должно быть не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня пе­речисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Аудитор должен проверить исчисление ежемесячных аван­совых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоп­лательщиков-физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки на­лога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подле­жащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

На заключительном этапе налогового аудита по НДФЛ оформляются результаты аудита, включая анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и на­рушений. Результаты проверки обобщаются, формулируются выводы аудитора.