Анализ учетной политики и организации налогового учета в ходе аудита.
Исходя из задач, стоящих перед налоговым учетом, а также ориентируясь на обязанности налогоплательщика, установленные Налоговым кодексом РФ, аудитору необходимо изучить и оценить важнейшие аспекты организации системы налогового учета.
Проверяя учетную политику, следует:
• определить классы хозяйственных операций, формирующих налогооблагаемые базы по основным налогам, выделить среди них те, что влекут возникновение налоговых разниц при расчете налога на прибыль;
• проанализировать существенные счета налогового учета (если таковые имеются) и соответствующие налоговые декларации;
• просмотреть перечень типовых проводок по начислению налогов;
• изучить соответствие принятой учетной политики структуре, отраслевой принадлежности и другим особенностям деятельности организации. Устанавливаются расхождения в определении базы по расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения из-за разницы в оценке и признании активов, обязательств доходов и расходов.
Рассматривая организационную структуру подразделения, аудитору необходимо определить, существует ли регламентация распределения обязанностей и полномочий лиц, ответственных за ведение налогового учета, и насколько это соответствует действительному положению дел.
Аудитор проверяет наличие графика документооборота в целом и по налогообложению — в частности. Необходимо убедиться в том, что документооборот по налогообложению соответствует общей схеме и графику документооборота, и наоборот. Проверяется также соответствие порядка оборота документов и сроков налоговому законодательству.
Также необходимо убедиться в том, что:
• выбранная аудируемым лицом система отражения налогооблагаемых операций обеспечивает полное и своевременное формирование налогооблагаемой базы;
• регистры позволяют систематизировать и обобщать данные для последующего составления налоговой отчетности без дополнительных перегруппировок и расчетов.
Налоговые декларации должны составляться на основании определенной системы обобщения информации. При этом возможны следующие пути:
• подготовка налоговой отчетности по данным бухгалтерского учета (когда бухгалтерский и налоговый учет совпадают);
• подготовка налоговой отчетности на основании данных бухгалтерской отчетности с применением метода корректировок;
• подготовка налоговой отчетности на основании данных налогового учета.
Аудитору следует убедиться, что выбранная аудируемым лицом система соответствует действительности и позволяет достоверно формировать налоговую отчетность.
Аудитору следует определить уровень автоматизации, степень сложности программного обеспечения по налоговому учету. Проверяется доступ посторонних лиц к базе данных, уровень квалификации сотрудников, вероятность сбоев в программе; ответственность конкретных сотрудников за ввод операции.
Необходимо проверить, какие приемы применяются в организации по контролю над начислением и уплатой налогов (это могут быть регулярные сверки с налоговым органом, календарь начислений, уплаты налогов и сдачи деклараций, проверка формирования налогооблагаемой базы внутренним аудитором и др.).