Систематизация нормативно-правовых актов.

Обсуждение проектов нормативно-правовых актов. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов. Законодательная техника: понятие и принципы. Структура нормативного акта. Способы изложения нормативных предписаний. Язык и терминология законодательства. Техника отмены нормативных актов, внесения в них изменений и дополнений. Систематизация законодательства и ее виды. Инкорпорация. Консолидация. Кодификация. Виды кодификационных актов.

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу).

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства РФ. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. Наподобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных органах.

Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой документ без изменения содержания. Иными словами, консолидация нормативного материала — это укрупнение нормативно-правового акта. Новый укрупнений акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным государственным органом и имеет собственные реквизиты: наименование, дату принятия, комната и подпись должностного лица.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института).

Законотворчество требует специальных знаний. Законодательная техника позволяет четко, выразительно и логично формулировать юридические предписания. Она представляет собой систему правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формулирования нормативно-правовых актов в соответствии с их сущностью и содержанием. Законодательная техника важна в целях обеспечения совершенства и эффективности законодательства.

Законодательная (юридическая) техника своим объектом имеет текст нормативно-правового акта. Структура закона состоит из следующих частей:

- наименование органа, принявшего закон; - название закона; - преамбула (вводная часть) закона; - нормативно-правовое содержание закона (общая и особенные части, разделы, главы, статьи); - нормы об ответственности за несоблюдение закона; - переходные положения или порядок вступления закона в юридическую силу, порядок отмены этим нормативно-правовым актом других нормативных предписаний; - подписание и опубликование закона.

Способы изложения норм:

- все три элемента логической структуры нормы права - гипотеза, диспозиция и санкция включаются в одну статью нормативно-правового акта;

- одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или один из элементов нормы права;

- элементы нормы права излагаются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

- элементы нормы права излагаются в нескольких статьях различных нормативных актов;

- в одну статью нормативного акта включаются несколько правовых норм.

В случае если в статье нормативно-правового акта содержится часть нормы права, то такие части принято называть нормативными предписаниями. Различные юридические конструкции и способы изложения обусловлены спецификой отраслей права и особенностями законодательной техники. Кроме того, расхождение способов изложения по отношению к статьям нормативно-правового акта обусловлено тем, что норма права и статья нормативно-правового акта во многих случаях не совпадают. По характеру изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта принято различать способы:

Прямой способ предполагает полное изложение всех элементов нормы права в статье нормативно-правового акта. Логическая структура нормы права совпадает с текстом и структурой нормативно-правового акта.

Отсылочный способ заключается в неполном изложении нормы права в статье нормативного акта, при этом делается отсылка к другой статье этого же нормативного акта. Отсылка к другим статьям того же нормативно-правового акта имеет значительное распространение в правовых конструкциях, например, нормы Особенной части УК РФ раскрывают недостающие положения Общей части УК РФ, или наоборот.

Бланкетный способ предполагает также неполное изложение правовой нормы в статье нормативно-правового акта, но при этом делается отсылка не к конкретной статье, а к другому нормативному акту, или к нескольким нормативным актам. «При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержатся гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается».

По характеру нормативного обобщения различают:

Абстрактный способ представляет собой изложение правовых предписаний в обобщенном виде, при этом норма права распространяется на неограниченное количество случаев.

Казуистический способ предусматривает указание на конкретные случаи, выступающие основой реализации норм права.

Язык и терминология законодательства. Текст должен излагаться лаконично, простым и ясным языком, исключающим его различную трактовку, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии. В нормативном правовом акте в случае необходимости могут даваться разъяснения употребляемым в нем терминам и понятиям с целью однозначного их понимания. В тексте нормативного правового акта не должно быть просторечий и экспрессивных форм разговорной речи, иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов на белорусском или русском языках. Нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор, аббревиатур, кроме общеизвестных, ненормативной лексики.

Техника отмены нормативных актов, внесения в них изменений и дополнений. Чрезмерное накопление в законодательстве устаревших актов и их частей, связанное с интенсивной правотворческой работой, весьма существенно снижает качество законодательства субъектов Федерации и его эффективность. Положение осложняется множеством полностью или частично устаревших актов, принятых в регионах в предшествующий период, но до сих пор не приведенных в соответствие с новым законодательством. Поэтому одно из важнейших условий эффективной правотворческой деятельности в современный период – своевременное официальное решение судьбы действующих актов, которые полностью либо частично противоречат позже принятому законодательству.

Всякий раз, когда принимается новый нормативный акт, изменяющий или дополняющий существующее регулирование, в нем нужно предусматривать необходимые конкретные изменения и дополнения ранее изданных актов, а те из них, которые полностью или частично утратили свое значение, – официально признавать утратившими силу. При этом все изменения и дополнения должны носить официальный характер, т. е. должны быть официально “привязаны” к конкретным частям ранее изданных актов. Это значит, что следует четко указывать, в какую статью, часть или абзац вносятся изменения, какой акт дополняется конкретными новыми разделами, главами, статьями или их частями, пунктами, какие конкретно акты или их части официально признаются утратившими силу. Если в связи с принятием подготавливаемого акта необходимо внести изменения или дополнения в ранее принятые законодательные акты, в конце проекта дается также текст изменений и дополнений. Если имеется значительное количество актов и их отдельных частей, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению, их перечни обычно даются в приложении к проекту. Проекты перечней, как общее правило, целесообразно представлять одновременно с проектом основного акта. Их подготовку после принятия основного акта уместно допускать лишь как исключение в случаях, когда составление проектов перечней требует длительного времени, а представление проекта не терпит отлагательства. В таком случае в проекте следует предусмотреть поручение о подготовке соответствующих перечней, указав, каким органам, организациям и в какой срок поручается их разработка.