Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, задачи, принципы построения и структура.

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основная цель создания РСЧС – объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность РСЧС:

- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

- Постановление Правительства РФ от 30.12.03 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный (вся территория РФ); региональный (несколько субъектов РФ); территориальный (территория субъекта РФ); местный (регион, город); объектовый.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС), органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.

Принципы работы (основные постулаты):

1) признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;

2) соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС, отдание приоритета профилактической работе;

3) комплексный подход при формировании системы, то есть учёт всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

4) построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей состава участников.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

Структура РСЧС

МК – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС.

РЦ – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.

КЧС – комиссия по ЧС органов местного самоуправления.

ОУ – органы управления по делам ГО и ЧС.