Борьба против международного терроризма

Международное сообщество осознаёт опасность, исходящую от этого явления. В связи с этим на международном и региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма. Примерами таких правовых актов являются:[14][11]

· Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);

· Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);

· Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);

· Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против гражданской авиации (1977)

· Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);

· Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год);

· Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);

· Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997);

· Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999)[25].

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма»[26]. Ряд мер принимался также на двухсторонней, многосторонней межгосударственной основе и на национальном уровне[18].

После событий 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН учредил «Контртеррористический комитет» — на основании резолюции СБ ООН 1371 (2001). В последующем полномочия комитета были подтверждены резолюцией 1624 (2005). Комитет осуществляет межгосударственную координацию и техническую помощь странам-участникам в создании наиболее эффективных систем в борьбе с терроризмом[27]. Кроме «Контртеррористического комитета» Совет Безопасности учредил также «Комитет по Аль-Каиде»[28], «Комитет по Талибану»[29] и «Комитет 1540». Последний занимается вопросами распространения ядерного, химического и биологического оружия.[30]

В докладе Генеральному секретарю ООН от 1 декабря 2004 года «Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам» потребовала чтобы виновные в терактах значительного масштаба были приравнены к лицам совершившим военные преступления или преступления против человечности. Также группа потребовала от всех государств ратифицировать международные конвенции по борьбе с терроризмом. Группа также заявила, что необходима выработка глобальной стратегии по борьбе с терроризмом, общей конвенции против терроризма с включением в него определения терроризма.[31] Однако эти предложения не нашли своего отражения в Резолюции 1642 Совета Безопасности ООН принятой 14 сентября 2005 года[32][33].

Всего с 1963 года в рамках Организации Объединенных Наций было разработано 16 международных соглашений (13 контртеррористических конвенций и три протокола), которые открыты для участия всех государств-членов. В 2005 году в три из этих документов[34] были внесены изменения, касающиеся непосредственно отражения террористической угрозы[16].

8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Глобальную контртеррористическую стратегию» в виде резолюции и прилагаемого к ней плана действий[35].

По мнению многих специалистов, одними мерами, направленными против террористов, эту проблему решить невозможно, поскольку она порождается такими причинами как глобальное неравенство и массовая бедность в странах третьего мира[18], а также протестом против глобализации[3]. Другие полагают, что ликвидация поддержки со стороны государств-спонсоров терроризма может существенно подорвать возможности террористических организаций[1].