Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования

 

Периодизация – деление явления на определенные промежутки времени, охватывающие какой-либо законченный процесс. Дифференциация – разделение целого на различные формы и ступени. Период – это промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс; Стадия – определенная ступень в развитии. Развитие – последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики. Психическое развитие всегда есть возникновение нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности.

Отечественные психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода (стадии) развития личности на основе таких понятий, как социальная ситуация (Л. С. Выготский) развития и ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев).

Рассматривая периоды (стадии) становления личности, следует анализировать социальную ситуацию развития, которая характеризуется прежде всего системой взаимоотношений личности с окружающими. Входя в различные формальные и неформальные группы, личность определяет свое отношение к групповым нормам и ценностям, усваивает новые социальные роли.

Ведущая деятельности – это такая деятельность развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях личности на данной стадии ее развития. Ведущая деятельность имеет следующие признаки: от нее зависят основные психологические новообразования каждой стадии становления личности; в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности; в ней возникают и формируются частные психические процессы.

Каждая стадия развития имеет свое особое значение для психики человека и характеризуется уникальными психологическими новообразованиями, которые, включаясь в состав генетически более поздних стадий, не растворяются в них, а, наоборот, существенно обогащаются, ибо новая, более сложная система наделяет своим системным качеством формы психики, поведения, деятельности, возникшие на предшествующих стадиях.

Целостность процесса развития личности обеспечивается единством непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость в рамках одной социальной ситуации. Прерывность характеризует качественные изменения при переходе от одной стадии к другой. Таким образом, в психическом развитии человека можно выделить периоды накопления возможностей, новых потенций развития и фазы дезорганизации сложившейся психологической системы личности, ее перестройки и формирования новой целостности, центром которой становится иное, нежели ранее, психологическое новообразование. Эти периоды называются критическими. Они характеризуются сменой ведущей деятельности, темпа развития; повышенной уязвимостью, внутренней растерянностью, метаниями, переоценкой самого себя и других.