Тема 4. Организация государственного управления в Гомеровский период

В Гомеровском обществе еще не было государства в полном смысле. Характерным для развития социальных отношений гомеровского общества является отсутствие органа насилия, который можно было бы использовать против народа. Однако в это время в рамках ойкоса уже начался политогенез. Начался постепенный отрыв органов родового строя от массы народа. Экономическое могущество знати обеспечивало ей командные позиции в военное и в мирное время. Фактически все дела решались знатью. При этом наблюдаются и признаки архаичной (возможно военной) демократии, особенно заметные при описании народных собраний. Хотя на этих собраниях как правило, аристократы выступают с речами, вносят различные предложения, вступают друг с другом в долгие препирательства, но народ может выражать свое отношение к ним криками или бряцанием оружия, и даже в отдельных случаях вмешиваться в обсуждение. Представители правящей знати постоянно обращаются к народу как к посреднику и третейскому судье, вынося на его рассмотрение все свои тяжбы и распри. Само народное собрание изображается как древний, освященный традицией, прочно укоренившийся институт, как главное средоточие всей политической жизни гомеровского общества.

Наряду с элементами примитивного народовластия система самоуправления гомеровского общества заключала в себе также и элементы единоличной власти, носителями ее были басилеи, или «цари». Гомер называет их также «скиптродержцами» по принадлежащим каждому из них знакам власти и «зевсорожденными» или «вскормленными Зевсом», что должно, очевидно, указывать на особое расположение к ним бога. Своеобразие гомеровской «царской» власти заключалось, в частности, в том, что лиц, носивших титул басилея, было несколько. В совокупности они решали на своих совещаниях наиболее важные вопросы, прежде чем вынести их на рассмотрение народного собрания. На войне басилеи становились во главе ополчения и должны были первыми бросаться в битву, показывая пример храбрости и отваги рядовым ратникам. Во время больших общенародных празднеств басилей совершал жертвоприношение богам и молил их о всеобщем благе и процветании. За все это народ обязан был чтить «царей» дарами: почетной долей вина и мяса на пиру, лучшим и самым обширным наделом из общинной земли и т.д.

При всем могуществе и богатстве басилеев их власть не может считаться царской властью в собственном значении этого слова. Поэтому обычная в русских переводах Гомера замена греческого «басилеи» русским «царь» может быть принята лишь условно. Политические привилегии, которыми пользовались басилеи, по крайней мере, формально должны были санкционироваться народным собранием, а не просто передавались по наследству. Большое значение племенной совет старейшин и собрание всех взрослых мужчин, считавшихся верховными органами управления. Упоминаются и общинные суды. Однако подлинных данных о функциях, структуре и порядке работы этих органов нет.

Таким образом, процесс политогенеза протекал в гомеровской Греции в рамках обособленной самоуправляющейся общины, первоначально сельской, а в дальнейшем (начиная примерно с VIII-VII вв.) протогородской. Политическая консолидация племен и племенных союзов развивалась в Греции в силу ряда причин (отсутствие постоянной внешней угрозы, исключительно высокий уровень мобильности населения и т. п.) крайне замедленными темпами. Небольшие размеры подавляющего большинства ранних поселений не благоприятствовали вызреванию и консолидации в них столь типичного для варварских обществ I тыс. до н. э. сословия военной знати, господствующего над массой простонародья. В Греции гомеровского времени знать так и не сумела в полной мере обособиться от массы рядовых общинников, хотя она, несомненно, стремилась к этому и даже вынуждена была вступить с ней в известного рода политический компромисс.