Мышление Виды, логические формы, мыслительные операции. Способы активизации мыслительной деятельности педагога

 

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление является высшим познавательным процессом и в то же время присутствует во всех других процессах: в восприятии, внимании, памяти.

Виды мышления: 1) Наглядно-действенное– элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления; 2) Наглядно-образное– вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; 3) Абстрактно-логическое– вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных; 4) Словесно-логическое– вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями; 5) Теоретическоенаправлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой; 6) Теоретическое образноеиспользует для решения задачи не понятия, суждения или умозаключения, а различные образы; 7) Практическоенаправлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности. Оно осуществляется и достигает определенного результата путем использования мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и т.д.); 8) Дискурсивноесовершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности; 9) Интуитивноеосуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения; 10) Репродуктивное (шаблонное)– это воспроизводящее мышление; 11) Продуктивное (творческое) – мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

Формы мышления: 1) Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими; 2) Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно – путем умозаключений или рассуждений. Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными; 3) Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Дедуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу. Индуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Умозаключения по аналогии – вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Операции мышления: 1) Анализ– это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части; 2) Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому; 3) Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение; 4) Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам; 5) Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений; 6) Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта; 7) Классификация – группировка объектов по существенным признакам.