Курсовая работа как вид учебно-исследовательского сочинения и основные требования, предъявляемые к ней

1.2.1. Курсовая работа — самостоятельное учебно-исследовательское сочинение студентов II–VI курсов, которое выполняется по определенной совместно с научным руководителем теме и оформляется в соответствии с существующими требованиями. Одной из основных практических задач, решаемых в процессе написания курсовых сочинений, является подготовка студента к созданию качественной выпускной квалификационной работы.

 

1.2.2. За выполнение курсовой работы ставится дифференцированная оценка, выставляемая преподавателями в отдельную ведомость и затем в зачетную книжку студенту. Предоставление студентом текста курсовой работы позднее положенного срока без уважительной причины либо предоставление работы, не соответствующей предъявляемым требованиям (оцененной «неудовлетворительно»), приравнивается к несданному экзамену и влечет соответствующие последствия, вплоть до отчисления за академическую задолженность.

 

1.2.3. Вне зависимости от конкретных сроков сдачи окончательного текста курсового сочинения на проверку научному руководителю, работа над ней должна вестись студентами систематически в течение всего календарного года[3].

 

1.2.4. На старших курсах (c IV по VI) для формирования у студентов навыков публичной апробации результатов собственных исследований вводится обязательная процедура учебной защиты курсовых работ на кафедре (в сроки, устанавливаемые деканатом по согласованию с кафедрами (центрами) специализации). При этом работа студента оценивается сотрудниками кафедры (центра) коллегиально и может быть передана на рецензию другим преподавателям или аспирантам кафедры.

 

1.2.5. В исключительных случаях — по рекомендации научного руководителя, строго с разрешения заведующего кафедрой (центром) и не более одного раза за все время обучения — в качестве успешно сданной курсовой работы, обоснованно претендендующей на высокую оценку, студентам могут засчитываться:

– доклады по непосредственной теме исследований, подготовленные и прочитанные на международных, всероссийских, межрегиональных конференциях, научно-практических семинарах, симпозиумах и т. п.;

– комментированные переводы оригинальных текстов источников, подготовленные для использования в дальнейшей исследовательской работе;

– научные публикации (объемом не менее 1 п. л.[4]) по непосредственной теме исследований в ведущих региональных, общероссийских и зарубежных научных изданиях;

– успешно прошедшие соответствующую экспертизу отчеты об археологических исследованиях, проводившихся студентом на основании именного Открытого листа ИА РАН (в случае специализации по археологии);

– подготовленные студентом и положительно оцененные специалистами электронные базы данных, используемые в ходе дальнейших исследований (в случае специализации по исторической информатике);

– иные научные тексты, ресурсы, проекты, подготовленные (реализованные) при непосредственном участии студента, успешно прошедшие апробацию и имеющие прямое отношение к теме его учебно-исследовательской работы на соответствующей кафедре (центре).

1.2.6. Ко всем видам студенческих учебно-исследовательских работ — докладу, курсовой и к выпускным квалификационным сочинениям — предъявляются в принципе единые требования с точки зрения их структуры, содержания и оформления. Различия между ними заключаются лишь в объеме и количестве использованных источников и литературы, а также в степени самостоятельности исследования, в научно-методологическом уровне, в глубине анализа рассматриваемых проблем, в степени овладения профессиональными навыками и исследовательскими методиками.

 

1.2.7. В ходе работы над избранной темой студент должен не только изучить и проанализировать источники, учесть и критически рассмотреть имеющиеся в научной литературе точки зрения по исследуемым вопросам, но также стремиться к выработке собственной позиции по дискуссионным проблемам, дать свои оценки тем или иным мнениям и концепциям, сформулировать и обосновать собственные выводы[5]. В этом заключается главное отличие любой учебно-исследовательской работы от реферата, который обычно представляет собой обобщение и изложение материала научной литературы и не носит исследовательского характера.