Принцип толерантности как нормы общества

Построение цивилизованного общества требует изменение принципа общественных взаимоотношений. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие людей с разными вкусами, взглядами, ценностями. В русском языке близки два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Первое в медицине означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Слово «терпимость» означает способность «терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» и часто ассоциируется с пассивностью, непротивлением. Психологический смысл толерантности в англо-русском словаре отражен наиболее полно: приобретенная устойчивость, устойчивость к неопределенности, предел устойчивости (выносливости) человека, устойчивость к стрессу, к конфликту, поведенческим отклонениям. Толерантные установки – активная жизненная позиция, предполагающая защиту прав человека и отношение к проявления нетерпимости как к недопустимым.

Подростковый период характеризуется некоторыми особенностями, которые можно отнести к интолерантному поведению (повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа «Я», безответственность, незащищенность, бескомпромиссность). Очень важно показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями. Специальные мероприятия, программы и тренинги, проводимые в условиях школы, способны внести ее как объект обдумывания в сознание детей и подростков, сформировать устойчивые ценности демократического общества.

Современные процессы ассимиляции этносов делают данную тему актуальной для современного педагога. Наличие детей не титульной нации, детей-мигрантов в современной российской школе предполагает наличие собственной устойчивой межэтнической толерантности педагога и необходимость ее формирования среди обучающихся, превенции воинствующего этноцентризма.