Организация маркетинговой деятельности на фирме
Управление маркетингом требует в первую очередь правильную организацию маркетингом.
Организация маркетинга - структурное построение органов, управляющих маркетинговыми функциями. Разработкой маркетинговых программ занимается служба маркетинга.
Служба маркетинга — функциональное подразделение, осуществляющее координирующую деятельность между потребителями и остальными сферами хозяйственной деятельности предприятия (организации).
Она оказывает маркетинговые услуги сторонним организациям на договорных началах. Служба маркетинга может быть самостоятельной хозрасчетной организацией, оказывающей маркетинговые услуги заинтересованным организациям.
В своей работе служба маркетинга должна руководствоваться: действующим законодательством, уставом предприятия, приказами и распоряжениями по организации, нормативными и плановыми документами, отраслевыми документами, настоящим положением о службе маркетинга.
В организации службу маркетинга должен возглавлять коммерческий директор (управляющий по маркетингу, замдиректора по маркетингу), занимающий в структурной иерархии тот же уровень, что и руководители основных сфер деятельности (производства, НИОКР, финансов, кадров, снабжения). Главный руководитель утверждает программу работ и бюджет маркетинга.
При создании службы маркетинга необходимо спроектировать рабочее место специалистов по маркетингу. При проектировании необходимо сбалансировать шесть компонентов: должность (функции); средства; обязанности; права; ответственность; власть.
Маркетинговая служба выполняет основные функции:
· выбор целевых рынков и целей маркетинга на основе сбора исходной информации;
· организация маркетинга и определение структур;
· разработка плана маркетинга и стратегии;
· руководство за выполнением плана маркетинга.
Структура службы маркетинга - это способ разделения ответственности, координации и интеграции (разделение полномочий).
Наилучшей структурой маркетинга является та, которая наилучшим образом соответствует целям организации на определенном этапе ее развития, в определенный момент времени.
Различают следующие виды организационных структур службы маркетинга:
1. Функциональная. При функциональной форме организации управления службой маркетинга однородные виды деятельности сгруппированы в функциональные подразделения или отделы, которые подчиняются управляющему маркетингом. Данную форму организации можно применять при выпуске ограниченного ассортимента изделий и их реализации через одинаковые каналы распределения на небольшом количестве однородных рынков (рис. 1). Данное структурное подразделение может быть приемлемо для промышленных организаций и предприятий, выпускающие товары.
Рис. 1. Функциональная ОСУ службы маркетинга
Подобная организация служб маркетинга позволяет предприятию избежать дублирования, операций деятельности различных подразделений.
Организация по функциям - ответственность распределяется по сферам снабжения, сбыта, продвижения распределения.
Могут создаваться также отделы по отдельным функциям маркетинговой деятельности (рыночные исследования, планирование производства и маркетинга и стимулирование сбыта). Среди фирм используют эту форму: "Пепси", "Пьюрекс", " Кодак" и др.
2. Товарная. При товарной форме организации управления службой маркетинга по каждому товару (товарной группе) вводится должность управляющего маркетингом. Эта форма организации службы маркетинга эффективна в тех случаях, когда требования рынка к рекламе, организации сбыта, упаковке, сервису и т.д. для каждого товара и товарной группы имеют свои особенности. Данная структура наиболее будет приемлема для торговых организаций и предприятий (рис. 2).
При организации "по видам товаров" назначаются ответственные за отдельные группы товаров, если их производится много и они требуют специфических условий выпуска, сбыта, обслуживания.
Главное здесь - необходимо наладить информационные связи и не тратить средства на содержание дублирующих друг друга исследовательских работ. Данную форму организации службы маркетинга используют фирмы "Колгейт-Полмолив", "Пилсбери", "Дженерал Милиэ", "Проктер энд Гембл" и др.
Рис. 2. Товарная ОСУ службы маркетинга
3. Региональная. Если количество регионов рынка, на которых действует предприятие, значительно больше числа выпускаемых товаров, целесообразно разделение работ в службе маркетинга не по товарам, а по регионам (рис. 3).
Рис. 3. Региональная ОСУ службы маркетинга
Региональная организация управления маркетингом применяется обычно крупными предприятиями (фирмами), располагающими обширными рынками сбыта, в том числе зарубежными, которые могут быть подразделены на ясно очерченные географические зоны (регионы) с особенностями потребительского спроса. Недостатком региональной ориентации является дублирование функций региональными подразделениями маркетинга» и необходимость координации их деятельности. Сегментная служба маркетинга наиболее воплощает концепцию маркетинга, поскольку в центр внимания в ней ставятся запросы потребителей. Наиболее эффективна при насыщенном рынке и высокой на нем конкуренции.
На некоторых предприятиях используется не региональная, а сегментная организационная структура службы маркетинга. Обоснованием сегментной ориентации службы маркетинга является необходимость выработки стратегии маркетинга, для каждого сегмента рынка (группы покупателей, отличающейся потребностями, поведением, возможностями). Такая организация используется в том случае, если специфика отдельных рынков значительна и требуется особый подход в маркетинге продукции по сегментам.
4. Товарно-функциональная. Данная организационная структура службы маркетинга дает возможность концентрировать внимание на управлении процессом реализации товара (рис. 4).
Рис. 4. Товарно-функциональная ОСУ службы маркетинга
Преимущества данного типа оргструктуры: позволяет быстро реагировать на требования рынка; в поле зрения находятся все модели товара как пользующиеся повышенным спросом, так и менее популярные у покупателей; возможность координировать различные маркетинговые затраты по данному товару.
Данному типу присущи и определенные недостатки: товарная организация часто требует больших затрат; у сотрудников товарных подразделений существуют двойные линии подчинения: своим непосредственным руководителям и руководителям функциональных маркетинговых служб.
Товарно-региональную структуру управления маркетингом используют организации, производящие широкий ассортимент товаров, предназначенных для разнообразных рынков. Если, кроме того, в управлении маркетингом используется функциональный подход, то получается оргструктура, являющаяся комбинацией рыночной и функциональной оргструктур управления маркетингом.
В идеальном случае в такой оргструктуре управления имеются конкретные специалисты, выполняющие определенные функции маркетинга для конкретных рынков и товаров. Главным достоинством данного типа оргструктуры является четкое закрепление всех важнейших функций маркетинговой деятельности применительно к конкретным рынкам и товарам за определенными исполнителями.
3. Стратегическое планирование
Для того чтобы создать основу для принятия решений, необходимо использовать стратегический план. Стратегический план указывает, какие маркетинговые действия фирма должна предпринять, почему они необходимы, кто отвечает за их реализацию, где они будут предприняты и как они будут завершены.
Стратегическое планирование в маркетинге опирается на данные маркетинговых информационных систем, маркетинговых исследований, отделов сбыта, бухгалтерии и т.д.; использует конкретный анализ, анализ производительности и плановые модели распределения ресурсов, а также способность организации разрабатывать, поддерживать и защищать занимаемое ею положение на рынке.
Задачи стратегического плана маркетинга:
· задать направления для деятельности организации и лучше понять структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен;
· обеспечить каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании;
· стимулировать координацию усилий различных функциональных направлений;
· заставлять организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде;
· определять альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация;
· создать основу для распределения ресурсов.
Планы маркетинга разрабатываются двумя способами:
1. снизу вверх - цели, бюджеты, прогнозы, сроки и стратегии маркетинга устанавливаются на основе информации продавцов, управляющих по продуктам, сотрудников отделов рекламы и других служб маркетинга.
2. сверху вниз – цели, задачи, сроки устанавливаются руководителем предприятия, работники службы маркетинга разрабатывают мероприятия, позволяющие достичь поставленных целее.
Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
1. Определение целей и задачи организации. Цели и задачи организации касается ее долгосрочной ориентации на какой-либо вид деятельности и соответствующее место на рынке. Их можно определить по группам потребителей, функциям и производственным процессам.
2. Формирование стратегических хозяйственных подразделений (СХП) - самостоятельные отделения или подразделения, отвечающие за ассортиментную группу, или какой-либо товарный отдел в рамках организации с концентрацией на конкретном рынке и управляющим, наделенным полной ответственностью за объединение всех функций в стратегию. СХП могут включать все товары с одними физическими характеристиками или приобретаемые для одинакового пользования в зависимости от задачи организации.
СХП - это основные элементы построения стратегического плана маркетинга. Каждое изних имеет следующие общие характеристики: конкретную ориентацию; точный целевой рынок; одного из руководителей маркетинга фирмы во главе; контроль над своими ресурсами; собственную стратегию; четко обозначенных конкурентов; явное отличительное преимущество.
3. Установление целей маркетинга. Каждое СХП в организации должно устанавливать собственные цели маркетинговой деятельности. Они обычно определяются как в количественных показателях, так и в качественных понятиях (образ, инновационность, положение в отрасли и др.).
4. Ситуационный анализ. В ходе ситуационного анализа организация определяет маркетинговые возможности и проблемы, с которыми она может столкнуться. Ситуационный анализ ищет ответы на два общих вопроса: каково нынешнее положение фирмы; в каком направлении она движется. С этой целью изучают окружающую среду, ищут возможности, оценивают способности организации их использовать, определяют сильные и слабые стороны в сравнении с конкурентами и оценивают реакцию конкурентов на ту или иную стратегию компании. Ситуационный анализ проводится с использованием методики SWOT-анализа.
SWOT-анализ означает изучение факторов силы (Strength)и слабостей (Weakness)рассматриваемой стратегической бизнес - единицы фирмы в отношении возможностей (Opportunity)и угроз(Thread)для фирмы в связи с открытием активности на соответствующем сегменте рынка (или стратегической зоны хозяйствования). Результаты анализа представляются в виде матрицы.
Матрица SWOT
Внешняя среда фирмы | |||
Возможности | Угрозы | ||
Внутренняя среда фирмы | Сильные стороны | СИВ Развитие (использование благоприятной ситуации для развития) | СИУ Компенсация угроз (используются сильные стороны фирмы для компенсации угроз) |
Слабые стороны | СВ Изменения (использовать возможности среды для решения проблем фирмы) | СУ Проблемный (создается список стратегических угроз) |
5. Разработка стратегии маркетинга. Стратегия маркетинга определяет, как нужно применять структуру маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить целевые рынки и достичь целей организации. В решениях о структуре маркетинга главное - планирование продукции, сбыт, продвижение и цена.
Существуют несколько подходов к планированию стратегии маркетинг:
1. Матрица «Бостон консалтинг групп» (Boston Consulting Group). Маркетинговые стратегии выделены на основе двух признаков: темпов развития рынка (отрасли) и доли рынка, занимаемой фирмой (рис. 5).
Характеристика стратегий «Бостон Консалтинг Групп»
Стратегия | Характеристика |
«Звезда» | Фирма лидирует в развивающейся отрасли. Основная цель фирмы — поддержать свое преимущество в условиях растущей конкуренции. Товар приносит значительные доходы, однако требует больших объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста и стабилизации своего преимущества, обеспечивающего фирме лидирующее положение. По мере того как развитие отрасли замедляется, «Звезда» превращается в «Дойную корову». |
«Дойная корова» | Фирма имеет высокую долю в стабильной, зрелой или сокращающейся отрасли Лидирующее положение фирмы в таких отраслях приводит к устойчивым и достаточно высоким прибылям. Отсутствует необходимость значительных затрат на конкурентную борьбу, так как фирма хорошо известна на рынке и имеет своих постоянных клиентов. Стабильные темпы роста в отрасли и лидирующее положение фирмы делают рынок непривлекательным для более мелких конкурентов. |
«Собака» | Фирма с очень ограниченным объемом сбыта, функционирует в слаборастущей, стабилизирующейся или сокращающейся рыночной отрасли. Несмотря на относительно длительное присутствие на рынке и отчаянную экономическую борьбу, фирме не удалось привлечь к себе достаточное число потребителей. В результате ее отставание от конкурентов по показателям производства, сбыта, структуры издержек, образу становится почти катастрофическим. Фирма находится в наихудшем финансовом положении: чрезмерные издержки, отсутствие прибыли, необходимость дотаций для поддержания своего существования. |
«Трудный ребенок» | Фирма имеет малую долю рынка в развивающейся отрасли. Для нее характерны слабая поддержка покупателей и неясные конкурентные преимущества. Ведущее положение на рынке занимают конкуренты. Фирмы не получают прибыли, затраты на маркетинг значительны. Эта стратегия предполагает альтернативу – рост или уход с рынка. |
Рис. 5. Маркетинговая матрица Boston Consulting Group
2. Воздействие рыночной стратегии на прибыль (PIMS). Программа воздействия рыночной стратегии на прибыль (PIMS), осуществляемая Институтом стратегического планирования, предполагает сбор данных от ряда корпораций для того, чтобы установить взаимосвязь между различными экономическими параметрами и двумя характеристиками функционирования организации: доходом от инвестиций и движением наличных средств.
3. Матрица возможностей по товарам/рынкам. Матрица возможностей по товарам/рынкам предусматривает использование четырех альтернативных стратегий маркетинга для сохранения и/или увеличения сбыта: проникновение на рынок, развитие рынка, разработка товара и диверсификация.
Выбор стратегии зависит от степени насыщенности рынка и возможности компании постоянно обновлять производство. Две или более стратегии могут сочетаться.
Рынок | |||
старый | новый | ||
Товар | старый | Стратегия проникновения на рынок эффективна, когда рынок растет или еще не насыщен. Фирма стремится расширить сбыт имеющихся товаров на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, наступательного продвижения и самых конкурентоспособных цен. Это увеличивает сбыт: привлекает тех, кто раньше не пользовался продукцией данной фирмы, а также клиентов конкурентов и увеличивает спрос уже привлеченных потребителей. | Стратегия развития рынка эффективна, если местная фирма стремится расширить свой рынок; в результате изменения стиля жизни и демографических факторов возникают новые сегменты на рынке; для хорошо известной продукции выявля ются новые области применения. Фирма стремится увеличить сбыт существующих товаров на рынках или побудить потребителей по-новому использовать имеющуюся продукцию. Она может проникать на новые географические рынки; выходить на новые сегменты рынка, спрос на которые еще не удовлетворен; по-новому предлагать существующие товары; использовать новые методы распределения и сбыта; сделать более насыщенными усилия по продвижению. |
новый | Стратегия разработки товара эффективна, когда фирма разрабатывает новые или модифицированные товары для существующих рынков. Она делает упор на новые модели, улучшение качества и другие мелкие инновации, тесно связанные с уже внедренными товарами, и реализует их потребителям, лояльно настроенным по отношению к данной компании и ее торговым маркам. | Стратегия диверсификации используется, когда фирма начинает выпуск новых товаров, ориентированных на новые рынки. Эти товары могут быть новыми для отрасли или только для компании. Цели распределения, сбыта и продвижения отличаются от традиционных для фирмы. |
4.Общая стратегическая модель Портера.Общая стратегическая модель Портера рассматривает две основные концепции планирования маркетинга и альтернативы, присущие каждой из них: выбор целевого рынка (в рамках всей отрасли или отдельных сегментов) и стратегическое преимущество (уникальность или цена). Портер выделяет следующие стратегии:
1. Стратегия преимущества по издержкам.Фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве. При помощи массового производства она может минимизировать удельные издержки и предлагать низкие цены.
2. Стратегия дифференциации. Фирма нацеливается на большой рынок, предлагая товар, который рассматривается как выделяющийся. Компания выпускает привлекательный для многих товар, который, тем не менее, рассматривается потребителями как уникальный в силу его дизайна, характеристик, доступности, надежности.
3. Стратегия концентрации. Фирма выделяет специфический сегмент рынка через низкие цены или уникальное предложение. Она может контролировать издержки посредством концентрации усилий на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специфических потребителей, создания особой репутации при обслуживании рынка, который может быть неудовлетворен конкурентами.
6. Реализация тактики. Тактика представляет собой конкретные действия, выполняемые с целью реализации заданной маркетинговой стратегии. Обычно фирмы, успешно применяющие стратегическое планирование, обеспечивают лиц, принимающих решения, необходимой четкой информацией; обладают значительным отличительным преимуществом и беспокоятся о своих потребителях; стимулируют руководителей использовать свои способности и быть адаптивными, а также стимулируют гибкость и масштабность.
7. Маркетинговый контроль. Слежение за результатами включает сравнение планируемых показателей с реальными достижениями на протяжении определенного периода времени. Для этого можно использовать бюджеты, временные графики, данные сбыта и анализ издержек. Если реальное функционирование отстает от планов, то необходимо принять соответствующие меры после того, как будут определены области, в которых возникают проблемы.