Jlone де Вега 5 страница

Рис. 9. Сколько людей вы видите на рисунке?

 

2. У охотничьих племен индейцев, для которых развитие на­блюдательности жизненно важно, распространена игра: двое или несколько соревнующихся в течение короткого времени наблю­дают за каким-либо предметом, после чего каждый отдельно рассказывает судье, что он видел, стараясь перечислить возмож­но большее число деталей. Проведите тренировку наблюдатель­ности в своей группе, используя игру племен индейцев. Для это­го два или несколько человек могут выйти за дверь, в комнате производится перестановка предметов или участников группы, вошедшие должны в течение двух минут описать те изменения, которые он заметил.

3. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным ка­рандашом?

4. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга на белом фоне последний кажется меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере?

5. Подумайте:

• Какие условия способствуют развитию наблюдательности у школьников?

• Какие требования с точки зрения психологии восприятия необходимо предъявлять к показу наглядных пособий? Есть ли возрастные различия в данных требованиях?

• Чем вызвана необходимость словесных указаний и фикса­ции результатов наблюдений (записей, чертежей, схем)?

• Какое влияние на восприятие учащимися нового материала оказывает знание раннее пройденного?

Контрольные вопросы

1 Охарактеризуйте восприятие как познавательный психический про­цесс

2 В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия?

3 Охарактеризуйте основные свойства восприятия

4 Что вы знаете об иллюзиях восприятия?

5 В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?

6 Раскройте основные закономерности развития восприятия у детей

Рекомендуемая литература

1 Артамонов и Д. Иллюзии зрения М, 1969

2 Гамезом В., Домашенко и А Атлас по психологии М, 2001

3 Демидов В. Как мы видим то, что видим М Знание, 1987

4 Лурия а р Ощущение и восприятие М , 1989

5 Рок и Введение в зрительное восприятие Книга первая М Педаго­гика, 1980

6 Хрестоматия по ощущению и восприятию М , 1977


Глава 3 ВНИМАНИЕ

1. Понятие внимания

В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение, так как оно включено во все психические процессы и психические состояния человека. Находясь под по­стоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы заме­чаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется на­шим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памя­тью, становится содержанием размышлений.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания

человека на определенных объектах при одновременном от­влечении от других.

Внимание — это процесс бессознательного или сознательно­го отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Избирательно направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внима­ния. В многочисленных экспериментах обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека (имя, имена близких), лег­че извлекаются из шума, поскольку на них всегда настроены ме­ханизмы внимания.

Отечественный психолог П. Я. Гальперин выдвинул следую­щую трактовку внимания:

1) оно является одним из видов ориентировочно-исследова- тельской деятельности;

2) по своей функции оно представляет форму контроля за содержанием деятельности;

3) не имеет отдельного особого результата;

4) все конкретные акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание человека име­ет рефлекторный характер. Развивая это положение, И. П. Пав­лов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориенти­ровочного рефлекса. Большое значение имеет принцип доминан­ты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие «доми­нанта» обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направлен­ность.

В последнее время исследователи физиологических механиз­мов внимания отмечают большую роль нейрофизиологических процессов в его динамике. В частности выявлено, что у здоро­вых людей в условиях напряженного внимания возникают изме­нения биоэлектрической активности в лобных долях головного мозга. В клетках головного мозга закодирована информация о различных свойствах предметов, и в зависимости от возникаю­щих потребностей организм сосредоточивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней.

Таким образом, внимание — направленность и сосредото­ченность сознания на каком-либо реальном или идеальном объ­екте, оно вызывает повышение уровня сенсорной, интеллекту­альной или двигательной активности индивида. Внимание обу­словлено деятельностью целой системы зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внима­ния неравноценна.

2. Свойства внимания

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, рас­пределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сосредоточиваться на одном и том же объ­екте, предмете деятельности. Она сохраняется в активной прак­тической деятельности с предметами, в умственной деятельно­сти. Показателем устойчивости внимания является высокая про­дуктивность деятельности в течение относительно длительного времени.

К факторам, способствующим устойчивости внимания, от­носятся:

• индивидуально-физиологические особенности человека (свойства нервной системы, общее состояние организма);

• мотивация деятельности (наличие или отсутствие интереса к предмету деятельности, его значимость для личности);

• новая деятельность или увеличение сложности объекта (сложные объекты вызывают активную мыслительную дея­тельность, с чем связано повышение сосредоточения);

• положительные эмоции, чувство удовлетворения от дея­тельности.

Слабая нервная система, болезнь, усталость, отсутствие ин­тереса, наличие отвлекающих моментов ослабляют устойчивость внимания.

Концентрация внимания — степень его сосредоточенности на объекте. Она является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры го­ловного мозга. Концентрация (сосредоточение) внимания на од­них объектах предполагает отвлечение от других и всего посто­роннего. Сосредоточение — необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации. Человек может быть сосредоточенным, увлекшись интересным делом, чтением книги, и не замечать посторонние шумы, передвижения и т. д.

Рассеянность ученых — обратная сторона собранности, со­средоточенности на основном предмете их интересов. Не пере­ключаясь на житейские мелочи, они часто оказываются в смеш­ном положении. В воспоминаниях о композиторе и химике А. П. Бородине приводятся такие факты. Однажды он принимал гостей и, утомившись, стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой. При путешествии с женой за границу в момент про­верки паспортов на вопрос: «Как зовут жену?» он не мог отве­тить. И когда подошла жена, сказал: «Катя! Ради Бога, скажи им, как тебя зовут?»

Переключаемость внимания определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Перевод внимания с од­ного объекта на другой может быть как непроизвольным, так и произвольным. Если переключаемость имеет непроизвольный характер, то это свидетельствует о неустойчивости внимания и стремлении организма к отдыху. С переключаемостью внимания связаны два процесса: включение и отвлечение внимания.

Сознательное переключение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи сопровождается нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.

Легкость и успешность переключения внимания зависит от:

• отношения между предшествующей и последующей дея­тельностью;

• завершенности предшествующей деятельности либо ее не­завершенности;

• отношения субъекта к той или иной деятельности (чем ин­тереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот);

• индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной сис­темы, индивидуального опыта);

• значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Переключаемость внимания относится к числу хорошо тре­нируемых качеств.

Распределение внимания — способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Примерами хорошего распределения внимания являются: феномен Юлия Цезаря, который одновременно мог выполнять семь не связанных между собой дел; Наполеон мог диктовать своим секретарям несколько ответственных диплома­тических документов; некоторые шахматисты могут вести одно­временно с неослабевающим вниманием несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным признаком для некоторых профессий, например, для текстиль­щиков, которым приходится одновременно следить за несколь­кими станками. Распределение внимания очень важно и для пе­дагога: ему нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе. Способность к распределению внимания формируется в процессе овладения деятельностью, она может быть развита пу­тем упражнений и накопления соответствующих навыков.

Как правило, одновременно протекает лишь один вид созна­тельной деятельности, ощущение одновременности возникает из-за быстрого переключения с одного объекта на другой. Таким образом, распределение внимания — это обратная сторона пере­ключаемое™, в доказательство можно привести пример с экспе­риментом: пытались обучить летчиков вести самолет очень низко (150—100 м) и одновременно отыскивать на земле мелкоразмер­ные ориентиры. Исследование действий летчиков в этих услови­ях показало невозможность раздвоения внимания между двумя указанными независимыми действиями, поскольку каждое из них требовало максимальной сосредоточенности внимания. По­этому можно сделать вывод, что трудность представляет совме­щение двух деятельностей, требующих напряженных умственных действий.

Объем внимания — количество информации, объектов, кото­рые человек может одновременно и отчетливо воспринимать. Чем больше предметов или их элементов воспринимается одно­временно, тем больше объем внимания, и тем эффективнее будет выполняться деятельность. Средний объем внимания взрослого равен пяти-семи объектам одновременно. Экспериментальное определение объема внимания тесно связано с кратковременной памятью. Обычно его устанавливают посредством опыта: на ко­роткое время испытуемому предъявляется большое количество информации, то, что он успевает заметить, и характеризует объ­ем его внимания.

3. Виды и функции внимания

В психологии описан ряд разновидностей внимания (схема 12).

В зависимости от направленности внимания на внешний, предметный или внутренний мир человека (мысли, пережива­ния) выделяют внимание внешнее и внутреннее. По форме про­явления внимание бывает групповым и индивидуальным. Исхо­дя из способности сохранения внимания к одному и тому же объекту, предмету деятельности внимание может быть устойчи­вым и неустойчивым. Переключение внимания с одного объек­та на другой может происходить или легко, или достаточно трудно.


Виды внимания


ИГ
По переключаемое™ • трудное,
По активности • непроизвольное, • произвольное

 

 


По направленности

• внешнее,

• внутреннее


По форме проявления • групповое, • индивидуальное
По устойчивости • устойчивое, • неустойчивое

 

 


Схема 12. Основные виды внимания

В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, оно может быть не­произвольным, произвольным и послепроизвольным (табл. 3).

Таблица 3 Виды внимания и их сравнительная характеристика
Виды внимания Условия возник­новения Основные характе­ристики Механизмы
Непроизвольное Действие сильно­го, контрастного или значимого раздражителя Легкость возник­новения и пере­ключения Ориентировочный рефлекс
Произвольное Постановка (при­нятие) задачи Направленность в соответствии с за­дачей. Требует во­левых усилий, утомляет Ведущая роль вто­рой сигнальной системы (речевой приказ)
Послепроизволь- ное Интерес к дея­тельности Сохраняется целе- н an р ав ленн ост ь, снимается напря­жение Доминанта, воз­никающая в про­цессе данной дея­тельности, интерес

 

Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его появ­ления не требуется волевых усилий. Основная его функция — сориентироваться в окружающей среде, выделить те объекты, которые в данный момент имеют жизненный смысл. На возник­новение непроизвольного внимания оказывают влияние объек­тивные и субъективные факторы. К объективным факторам от­носятся: особенности предметов и явлений — их интенсивность (громкий звук, вспышка света), новизна (новый человек в зна-

комой компании), динамичность (движущийся объект на фоне неподвижных), контрастность (высокая девушка — невысокий юноша). Субъективный фактор проявляется в избирательном от­ношении человека к окружающему — доминирующая мотивация (голодный человек обращает внимание на места общедоступного питания), отношение к объекту познания или деятельности (профессионал у книжного лотка в первую очередь обращает внимание на книги по своей специальности).

Источники произвольного внимания определяются субъектив­ными факторами. Произвольное (преднамеренное) внимание на­правлено на достижение заранее поставленной и запланирован­ной цели. Основной его функцией является активное регулирова­ние протекания психических процессов. Произвольное внимание отличается следующими особенностями: целенаправленностью, организованным характером деятельности, устойчивостью. Оно возникает в том случае, когда перед человеком встает задача, ре­шение которой требует определенных волевых усилий. Это может быть связано с интересами человека, побуждающими его к за­нятию данным видом деятельности, либо осознание долга, обя­занности.

Послепроизвольное внимание возникает на основе произволь­ного и проявляется в сосредоточении на объекте ввиду особого личностного интереса. Оно совмещает в себе некоторые особен­ности произвольного внимания (осознание цели) и ряд черт не­произвольного внимания (не нужно волевых усилий для его под­держания). Например, учащийся пишет сочинение и сначала для включения в данный вид деятельности ему необходимо произ­вольное внимание, однако, найдя нужный сюжет, продолжая ра­боту с интересом, он переходит на новый уровень непроизволь­ного внимания, которое без волевых усилий позволяет ему за­вершить начатое.

Внимание в психической деятельности человека выполняет ряд важных функций:

• организует целенаправленный отбор поступающей в орга­низм информации;

• делает познавательные процессы направленными и избира­тельными, обеспечивая точность и детализацию воспри­ятия, прочность и избирательность памяти, направлен­ность и продуктивность мыслительной деятельности;

• играет важную роль в системе межличностных отношений.


4. Развитие и воспитание внимания

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка непроиз­вольное внимание реализуется с помощью наследственных меха­низмов. Начиная с третьего месяца, ребенок все больше интере­суется объектами, тесно связанными с его жизнью. В пять-семь месяцев он уже в состоянии долго рассматривать предметы, осо­бенно его привлекают блестящие и яркие их свойства. Это позво­ляет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже доста­точно развито.

Зачатки произвольного внимания начинают проявляться к концу первого года жизни. Особую роль в развитии произволь­ного внимания выполняет ориентировочно-исследовательская деятельность, а также воспитательные меры взрослых, которые обращают внимание ребенка на требуемые действия.

На втором-третьем году жизни развитие произвольного вни­мания у ребенка происходит под влиянием речевых инструкций взрослого. Большое значение имеет игра. В процессе игры ребе­нок учится координировать свои движения соответственно ее за­дачам и направлять действия адекватно ее правилам. Знакомство со все большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения ребенка разбираться в простейших отно­шениях, беседы с родителями, прогулки с детьми, игры, слуша­ние сказок, стихов, музыки — все это обогащает опыт ребенка, развивает его интересы. В четыре-пять лет ребенок может на­правлять внимание под влиянием сложной инструкции взросло­го. В пять-шесть лет возникает элементарная форма произволь­ного внимания на основе самоинструкции.

Развитие устойчивости произвольного внимания у ребенка изучают, определяя максимальное время, которое он может про­вести, сосредоточившись на одной игре: у полугодовалого ребен­ка это время равно примерно 14 минутам, к шести годам оно достигает 1,5 часов. Исследования концентрации внимания ре­бенка показали, что за 10 минут в три года он отвлекается в среднем четыре раза, в шесть лет — один раз. Таким образом, произвольное внимание дошкольника еще неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально. Постепенно путем упражнений и во­
левых усилий у него формируется способность управлять своим вниманием. Хорошо развивается внимание в различных играх, например, можно рассказать ребенку про научную экспедицию на остров и про диковинного зверя, обнаруженного на нем (рис. 10) и попросить сравнить рисунок зверя с рисунками его отдель­ных частей. Пусть малыш определит, какие рисунки подходят, а какие нет, а также объяснит свои выводы.

Развитие и совершенствование произвольного внимания ин­тенсивно происходит в школьном возрасте. Приучение к дисци­плине, формирование усидчивости, способность контролировать свое поведение — важные факторы, влияющие на развитие вни­мания. В школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первом классе ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уро­ках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся свои занятия сделать ярки­ми, наглядными, интересными, чтобы вызвать послепроизволь- ное внимание, которое не требует особых волевых усилий.

В старших классах произвольное внимание ребенка достига­ет более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и физиологические изменения,


 

 


Рис. 10. Диковинное животное
£
Л\ Шк

«V


происходящие с подростком, которые в возрасте 13—15 лет со­провождаются повышенной утомляемостью.

Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внимания, вы­званного факторами внешней среды. Второй — этап школьного развития, где внимание опосредовано внутренними установками ребенка.

Различные свойства внимания достигают вершины своего развития в разном возрасте: максимальная переключаемость внимания — к 29 годам, избирательность и максимальный объ­ем — к 33 годам, устойчивость — к 34 годам.

Многие специалисты утверждают, что внимание — важная умственная привычка и что каждый человек имеет возможность развить известную степень внимательности. Успешное воспита­ние произвольного внимания зависит от следующих условий.

Во-первых, воспитание произвольного (волевого) внимания сводится к воспитанию ответственности и развитию силы воли (принцип «надо»). Необходимо приучать добиваться цели, дово­дить дело до конца, работать в разнообразных условиях и даже в шумной обстановке.

Во-вторых, воспитанию привычки быть внимательным спо­собствует четкая организация деятельности (динамика занятия, яркость, новизна, сочетание эмоциональности и логичности), создание творческой обстановки. Дети утомляются от однооб­разной работы. Необходимо помнить важную закономерность: чем интереснее работа, тем эффективнее внимание.

В-третьих, необходимо тренировать свою способность к со­средоточению. Например, в одном из индейских племен детей учат сидеть тихо, смотреть, когда ничего не меняется и слушать, когда вокруг тихо.

Кроме того, важно знать некоторые правила сосредоточен­ной работы:

• глубокая концентрация внимания сопровождается возбуж­дением определенных участков коры головного мозга, по­этому необходимо после каждого часа умственной работы делать кратковременный отдых в пять-десять минут (не­сколько физических упражнений, небольшой самомассаж, гимнастику для глаз);


• сосредоточенность усиливается действием небольших по­бочных раздражителей. Звуковой фон (тихая музыка, шум за окном) все-таки необходимы. Широко известен опыт одной из библиотек Лондона, в которой были созданы зву­коизолированные места для читателей. Очень скоро выяс­нилось, что полнейшая тишина мешает сосредоточенной работе;

• нужно ориентироваться на свои наиболее благоприятные периоды для умственной работы в течение дня.

Формирование умения управлять своим вниманием связано с развитием таких качеств личности как организованность, дис­циплинированность, выдержка, настойчивость и самообладание. Лучший способ развить внимание — научить себя быть внима­тельным к людям.

5. Управление вниманием аудитории

Для педагога важно уметь управлять вниманием учащихся. Например, у младших школьников основные свойства внимания развиты еще очень слабо по сравнению с детьми более старшего возраста или взрослыми. Это во многом обусловлено особенно­стями психического развития учеников начальной школы. Наи­более слабо организовано внимание первоклассников, оно имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Это объ­ясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизио­логических механизмов, обеспечивающих произвольное управ­ление поведением в целом и вниманием в частности. Можно предложить несколько практических методов, советов, игр и уп­ражнений, способствующих развитию внимания у маленьких школьников.

Учителя хорошо знают, как трудно иногда привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Пе­ревозбужденные ребята не могут сразу сосредоточиться на учеб­ной работе. Для того, чтобы привлечь внимание детей, можно использовать следующие методические приемы.


Радуга внимания. Это задание на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится следующее простое методиче­ское обеспечение: семь белых альбомных листов с цветным кру­гом в центре. Диаметр круга— 7 см. Цвета кругов: красный, оран­жевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Распреде­лите эти листы по дням недели. На занятии вы работаете с таким листом, цвет которого соответствует дню недели. Лист укрепляет­ся на доске. Включается приятная, спокойная классическая му­зыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа в течение 30—40 с. Потом учитель предлагает им закрыть глаза и в течение 30 с удер­живать перед собой образ листа с кругом.

Охотники племени Сиу. Учитель предлагает детям предста­вить, что они индейцы племени Сиу, их основным занятием яв­ляется охота. Охотники же должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг. Учитель дает детям инструкцию: «Представьте, что вы находитесь на охо­те. Давайте на время замолчим, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение». Чтобы было интереснее, учитель может специ­ально «организовать» некоторые шумы и звуки. Эту игру можно проводить как соревнование: выигрывает тот, кто услышит боль­ше шумов и правильно угадает их происхождение.

Кто меня слышит. Если в классе возник шум и ученики никак не успокоятся, учитель может тихо произнести следующую фра­зу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые уче­ники наверняка услышат его и поднимут правую руку. Далее учи­тель опять же тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые ученики поднимают обе руки. Учитель произносит тихо фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза». Тут раздадутся хлопки, которые на­стораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели — внимание учащихся обращено на него. Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построе­но на эффекте неожиданности.

Один из известных приемов организации внимания опирает­ся на фактор новизны. Эффектный рассказ, изложение како- го-либо парадоксального случая или спорного утверждения сра­зу ставит слушателей перед проблемой, интригует и заставляет сконцентрировать внимание. Русский юрист А. Ф. Кони, вели­колепный оратор, приводил пример из практики: «Надо гово­рить о Калигуле, римском императоре, можно рассказывать: ро­дился, унаследовал. А можно рассказать сказку о людоеде. Лю­доед и Калигула — братья по жестокости».

Для привлечения внимания иногда используют и неожидан­ные приемы. Например, американский профессор Р. Икин чи­тал лекции по биологии, переодевшись в облик выдающихся биологов прошлого и следуя их манерам.

Внимание снижается при утомлении. Одним из наиболее эф­фективных средств организации паузы и снятия утомления слу­жит юмор. Также можно использовать следующие, известные в педагогической практике, приемы:

• предупредить слушателей, что сейчас речь пойдет о серьез­ных и трудных вещах;

• предложить записать главное, а о содержании подумать дома;

• объяснять новый материал с использованием имеющегося у учащихся опыта и знаний;

• построить материал так, чтобы при ознакомлении с ним возникали те вопросы, на которые последующее изложение дает ответы.

Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определен­ных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, ос­тавляет в жизни ребенка неизгладимый след.

Выводы

1. Внимание — это процесс бессознательного или сознатель­ного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Избирательно направленный характер психической деятельности человека составляет сущ­ность внимания.

2. Внимание обладает пятью основными свойствами: устой­чивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределе­нием и объемом.

3. По направленности внимание может быть: внешнее (на­правлено на внешний, предметный мир) и внутреннее (направ­лено на внутренний мир человека). В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания

внимания, выделяют непроизвольное, произвольное и послепро- извольное внимание.

4. Основными функциями внимания являются: организация отбора поступающей информации, обеспечение направленности и избирательности познавательных процессов (точности и дета­лизации восприятия, прочности и избирательности памяти, на­правленности и продуктивности мышления), управление в сис­теме межличностных отношений.

5. В развитии внимания можно выделить два основных эта­па: первый — этап дошкольного развития, главной его особен­ностью является преобладание внимания, вызванного фактора­ми внешней среды; второй — этап школьного развития, где вни­мание опосредовано внутренними установками ребенка.

6. Внимание — важная умственная привычка, каждый чело­век имеет возможность развить известную степень внимательно­сти. Формирование умения управлять своим вниманием связано с развитием таких качеств личности как организованность, дис­циплинированность, выдержка, настойчивость и самообладание, внимательность к людям.

Задания для самостоятельной работы

1. В рабочей тетради студента выполните практическую ра­боту № 2 (см. приложение к разделу ): определите устойчивость своего внимания (задание 1), изучите объем внимания и его за­висимость от различных условий (задание 2), определите пере­ключаемость (задание 3), оцените особенности произвольного внимания (задание 4).

2. Проведите эксперимент в своей группе: найдите глазами человека, сидящего в противоположном конце аудитории, и по сигналу в течение двух минут попытайтесь о чем-либо догово­риться. Договариваются одновременно все члены группы, при этом каждый ищет свою пару. Обсудите результат эксперимента.

3. Проведите наблюдение за особенностями проявления вни­мания учащимися и приемами организации его учителем по сле­дующим вопросам:

• поведение учеников и приемы организации внимания учи­телем в начале урока;

• соотношение и особенности проявления различных видов внимания при опросе, повторении, изложении нового ма­териала, в ходе упражнений, решения задач и т. д.;

• зависимость внимания учащихся от содержания учебного материала;

• приемы, применяемые учителем для поддержания внима­ния на разных этапах и в различных ситуациях урока;

• особенности индивидуальных проявлений внимания школь­ников и предположительные причины выявленных раз­личий;

• проявление внимания учеников на уроке, их интереса к предмету, отношения к учителю, общего эмоционального настроя класса, условий работы.

Данные наблюдения могут быть дополнены простейшими исследованиями, например, применением корректурной пробы из практической работы № 2 (см. приложение к разделу 2, прак­тическая работа № 2, задание 3).

При рассмотрении полученных данных обратите внимание на следующее:

• Каковы пути привлечения внимания на различных этапах урока (при опросе, объяснении нового, повторении и т. д.)?

• Какова зависимость внимания школьников от различных видов работы и приемов ведения урока учителем: от харак­тера подачи материала (четкости, логичности, доказатель­ности, эмоциональности); от вопросов преподавателя; от связи теоретического материала с практикой; от меры ис­пользования технических средств обучения?

4. Проведите упражнение на развитие внимания. Вечером, перед тем как заснуть, попытайтесь припомнить все события минувшего дня — одно за другим. Начинать следует с припоми­нания небольших отрезков времени, но попытайтесь припом­нить события во всех подробностях. Это несложное упражнение помогает развить умение концентрировать внимание.

Контрольные вопросы

1 Дайте характеристику внимания как психического явления

2 Какие вы знаете виды внимания'? Опишите их

3 Охарактеризуйте основные свойства внимания

4 Может ли одновременно проявляться несколько свойств внимания? Докажите с помощью примеров

5 Какое свойство внимания участвует в обеспечении длительной интен­сивной деятельности?

6 Какое свойство внимания при выполнении одновременно нескольких дел способствует их продуктивности?

7 Назовите факторы, ослабляющие внимание

8 Расскажите об основных закономерностях развития внимания у детей

9 Назовите приемы удержания внимания аудитории

Рекомендуемая литература

1 Гальперин 77. Я., Кобылъницкая С. Л. Экспериментальное форми­рование внимания М , 1974

2 Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М , Мешкова Т. А. Внимание школь­ника М, 1987

3 Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? М ,

4 Лурия А. Р. Внимание и память М , 1975

5 Рогов Е. 77. Азбука психологии психология познания М , 2000

6 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб Питер, 1999

7 Хрестоматия по вниманию М Изд-во МГУ, 1976


Глава 4 ПАМЯТЬ

1. Общая характеристика памяти

Память есть у всех живых существ. У животных существует два ее вида: генетическая память хранится в генотипе, передает­ся и воспроизводится по наследству, и механическая память, ос­нованная на повторении, без осмысливания действий или мате­риала. Человек стоит намного порядков выше любого существа в мире, у него есть речь как сильный инструмент запоминания. Человек обладает произвольной, логической, опосредованной памятью. Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущение и восприятие будут переживаться как впервые появившиеся, что затруднит ориен­тировку человека в мире и самом себе. Его познание станет не­возможным. С.Л. Рубинштейн сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее... безвозвратно исчезало бы в прошлом».

При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития потребностно-мотивационной сферы может ме­няться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в его памяти.

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память хранит, восстанавливает очень разные элементы на­шего опыта: интеллектуального, эмоционального, моторно-дви- гательного. Память необходима человеку — она позволяет ему накапливать все впечатления об окружающем мире, сохранять и впоследствии использовать жизненный опыт, хранить знания и навыки.

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запомина­нии и воспроизведении. Еще Аристотель попытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Впоследствии они были названы принципами ас­социации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»). Виды ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту.

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психо­логической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х годах XIX века немецкий психолог Г.Эббингауз пред­ложил прием, с помощью которого, как он считал, стало воз­можно изучить законы «чистой памяти», независимой от дея­тельности мышления. Этот прием — заучивание бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установлено, что по­сле первого безошибочного повторения серии таких слогов за­бывание идет вначале очень быстро (рис. 11). Уже в течение пер­вых суток забывается около 60 % всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20 % от общего чис­ла первоначально выученных слогов.

Таким образом, Г. Эббингауз открыл закон забывания. Кроме этого он установил, что сравнительно простые события, но оста­вившие у человека сильное впечатление, могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются.

3. Фрейд сформулировал закон мотивированного забывания. Суть закона состоит в том, что человек имеет склонность забы­вать психологически неприятное. Особенно часто такое мотиви­рованное забывание неприятных намерений и обещаний прояв­ляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, по­рождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Г. Э. Мюллер осуществил фундаментальное исследование ос­новных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук:

• физиологи говорят о том, что процесс сохранения информа­ции связан с образованием нервных связей (ассоциаций);