Jlone де Вега 2 страница
психологов-экспериментаторов. Историки психологии подсчитали, что школу Вундта прошло 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. В ней изучались закономерности ощущений, время реакции на различные раздражители, механизмы ассоциаций, внимание. Уникальным предметом психологии был признан «непосредственный опыт», главным методом — интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Интроспекция понималась в. м. Вундт как особая процедура, требующая специ
альной длительной тренировки. От испытуемых требовалось отвлечься от всего внешнего с тем, чтобы найти исходные элементы внутреннего опыта, добраться до первичной «ткани» сознания, которая представлялась состоящей из сенсорных (чувственных) «нитей». Когда возникал вопрос о сложных психических феноменах, где в действие вступали мышление и воля, сразу же обнаруживались недостатки вундтовской программы. Тем не менее, проделанная школой Вундта работа заложила основы экспериментальной психологии.
Американский психолог У. Джеймс (1842—1910) сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, президентом Американской психологической ассоциации (1894—1895). В своих научных исследованиях Джеймс занимался проблемами личности, изучением деятельности головного мозга, развития познавательных процессов и эмоций. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джеймс сделал многое для того, чтобы психология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины и философии. Он положил начало функционалистскому подходу (1881). Функционалисты считали, что роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспособиться к ситуациям, возникающим на протяжении жизни, с помощью выработанных, измененных, новых форм поведения (процесс научения). В своих исследованиях они также использовали метод интроспекции.
Американский психолог Э. Титченер (1867—1927) после окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. В 1892 году он вернулся в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу. В своем четырехтомном труде «Экспериментальная психология» Титченер изложил основные достижения науки с вундтовских позиций (Титченера иногда называют американским Вундтом). Это направление получило название структурализма, поскольку основной задачей в нем считалось изучение структуры сознания безотносительно к тому, как эта структура работает. у. Джеймс
Функционалистский и структуралистский подходы в изучении сознания не получили своего дальнейшего развития в современной психологии. На это повлиял ряд причин, в том числе использование субъективного метода исследования и умозрительных представлений о статичности структуры сознания.
Этот период был отмечен важными для развития психологического знания достижениями — первыми экспериментами в области психологии. Немецкий психолог Г. Эббингауз (1850—1909) в книге «О памяти» изложил результаты опытов, проведенных на себе, и вывел математические законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал.
Разработка статистических методов применительно к психологии связана с творчеством кузена Дарвина Ф. Гальтона (1822—191 1). Он изучал индивидуальные различия, считая, что они генетически предопределены. В книге «Наследственный гений» (1869) он доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, как он считал, существуют корреляции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны. Свои испытания он обозначил словом «тест», которое навсегда вошло в психологический лексикон.
Первый вариант решения задачи диагностики принадлежал французскому психологу А. Вине (1857—1911). Он начинал с экспериментальных исследований мышления (испытуемыми служили его дочери). Однако вскоре по заданию правительства А. Вине стал искать психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает прирожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания А. Вине превратил в тесты, установив шкалу, каждое из делений которой содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах. В Германии В. Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» (IQ). Техника измерения интеллекта позволяла на основе данных психологии решать вопросы обуче
ния, отбора кадров, оценки достижений, профпригодности и другие.
Таким образом, можно констатировать, что во второй половине XIX века психология выделилась в самостоятельную науку: была определена специфика предмета, разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии — дифференциальная, детская, зоопсихология и другие.
3.2. Современные подходы и направления в зарубежной психологии
Развитие психологии за рубежом шло очень интенсивно: появились различные подходы и направления изучения психики и сознания. Ниже будут рассмотрены лишь некоторые, наиболее популярные.
Бихевиоризм (от англ, behaviour — поведение) — направление в американской психологии XX века, отрицающее возможность изучения сознания научными методами, сделавшее поведение предметом своего изучения, которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон (1878—1958) и его последователи объясняли развитие навыков как результат образования условных рефлексов, которые отвечают схеме: S -» R (стимул -» реакция). Это означает, что каждой ситуации (стимулу) соответствует определенное поведение (реакция). Д. Уотсон в своей книге «Бихевиоризм» писал: «Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным, гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков». Однако в конце жизни Уотсон признал, что не только среда, но и наследственность предопределяет развитие человека. д. Уотсон
Б. Скиннер (1904—1990), последователь Уотсона, пришел к выводу, что любое поведение живых существ зависит от среды. Он отказался от изучения его внутренних механизмов, акцентируя роль внешних факторов (подкреплений) в проявлении поведенческих реакций.
В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в виде теории социального научения Д. Роттера, который показал значе ние внутренних переменных, влияющих на поведение человека, таких как: локус-контроль (см. Приложение), степень выраженности потребности, субъективная значимость ценности подкрепления.
Развитие данная концепция получила в социально-когнитивной теории поведения американского психолога А. Бандуры. Главное внимание он уделял системному влиянию на поведение человека происходящих вокруг событий и личностных факторов (особенно когнитивных и поведенческих).
Психоанализ. В 1896 году 3. Фрейд (1856—1939) впервые употребил термин «психоанализ» для описания своих методов. Начиная с ранних работ, он стремился лучше понять те аспекты психической жизни, которые находятся в тени и кажутся непостижимыми. Он назвал теорию психоанализом, подразумевая под этим:
1) процедуру исследования психических процессов, которые почти недостижимы никаким другим способом;
2) метод лечения невротических нарушений;
3) сумму психологической информации, собираемой в новую научную дисциплину.
Основной метод психоанализа — свободные ассоциации. Цель психоанализа — освободить ранее недоступный бессознательный материал, чтобы им можно было оперировать сознательно. Фрейд считал, что бессознательный материал остается таковым только при условии значительного и постоянного расходования либидо. Если он становится доступным, энергия высвобождается и может быть использована для оптимальных целей.
Постепенно вокруг него сформировал- з Фрейд ся кружок врачей, интересующихся его
идеями: А. Адлер, К. Юнг, К. Абрахам и другие. В течение всей жизни Фрейд развивал свою теорию. Собрание его сочинений составляет 24 тома. По мере того как работы Фрейда становились все более известными, возрастала и его критика. В 1933 году нацисты сожгли груду книг Фрейда в Берлине. На что он сказал: «Какой прогресс! В середине века они сожгли бы меня, теперь они довольствуются сожжением моих книг».
Положения теории Фрейда исходили из предпосылки, что тело — единственный источник душевного опыта. Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Поскольку некоторые душевные события кажутся возникшими спонтанно, Фрейд начинает искать и описывать скрытые связи, которые соединяют одно сознательное событие с другим. В качестве основных категорий он выделяет сознание, предсознание, бессознательное (схема 5). Сознание — лишь небольшая часть умственной деятельности, оно включает то, что мы осознаем в каждый данный момент. Бессознательное есть мысль или чувство, которые кажутся несвязанными с предшествующими. Предсозна- ние — часть бессознательного, которая легко может стать сознательной, то есть доступной для извлечения фрагментов памяти.
Фрейд описал два основных вида инстинктов, движущих поступками человека: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первая группа включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. При этом наибольшую значимость имеет энергия сексуальных инстинктов — либидо. Вторая группа инстинктов — инстинкты смерти — лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств.
В начале 20-х годов 3. Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психики и ввел три структуры: ид, эго и супер-эго (схема 6).
Сознательное |
Ид (от лат. id — оно) представляет собой примитивные, ин- стнктивные, врожденные механизмы личности, такие как еда, сон, копуляция (слияние в половом акте). Они дают организму энергию и действуют по принципу удовольствия. Эго (от лат. ego — я) — компонент личности, ответственный за принятие решений. Оно подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда это будет возможно. Супер-эго (от лат. super ego — сверх-я) — компонент личности, представляющий собой совокупность норм и стандартов поведения.
Совокупность учений, созданных последователями 3. Фрейда (К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон, А. Фрейд) называют неопсихоанализом.
Когнитивный подход (от лат. cognoscere — знать) — направление современной психологии (возникло в конце 50-х годов XX века), изучающее закономерности получения информации, ее переработки и влияния на поведение человека. Возникновение когнитивной психологии стимулировали: неспособность бихевиоризма и психоанализа объяснить поведение человека без обращения к элементам сознания, развитие кибернетики и современной лингвистики. Данный подход объединил в себе два направления: гештальтпсихологию и конструктивизм.
Гештальтпсихология. Это направление в психологии возникло в 20-е годы XX века, главной его целью стало исследование психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Основные положения гештальтистов исходят из понимания окружающего мира как организованной целостной формы, следовательно, и наше восприятие этого мира также должно быть целостным, то есть мы воспринимаем организованное целое, а не сумму его частей. Представители гештальтпсихологии: М. Верт- геймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. Многие концепции, выдвинутые гештальтпсихологами, вошли в различные разделы психологии — от восприятия до динамики групп.
Конструктивизм. Одним из основателей данного подхода является швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896—1980). Он выдвинул концепцию стадиального развития психики, то есть представил когнитивное развитие как результат постепенного процесса, состоящего из последовательных ступеней, которые ребенок преодолевает с помощью процесса «уравновешивания» (созревание нервной системы + воспитание + общение). По мнению конструктивистов, наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивида на среду.
Основные направления исследований в когнитивной психологии: процессы восприятия, распознавание образов, внимание, психология развития, мышление, интеллект, мотивация и т. д.
Гуманистический подход (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мей). Гуманистическая психология — направление современной психологии (возникла в 60-е годы XX столетия), изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации). Объектом изучения гуманистической психологии стали любовь, творчество, развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, ответственность человека за свои поступки, уважение и взаимное признание опыта переживаний друг друга и т. п.
Каждый из вышеперечисленных подходов современной зарубежной психологии характеризуется собственным представлением о человеке, его происхождении и формировании. На начальных этапах образования данных подходов это различие вызывало множество конфликтов между школами. В настоящее время
психологи придерживаются синтетического подхода, то есть отбирают и используют в каждой из существующих теорий те концепции, которые дают больше знаний о психических явлениях.
3.3. Отечественная школа психологии
Отечественная психология развивалась в тесной связи с естественными науками. Первые попытки внедрения в психологию объективного подхода принадлежат И. М. Сеченову (1829—1905). В работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) Сеченов определяет психологию как «науку о происхождении психических деятельностей». Впервые в истории психологии предмет этой науки охватывал не только явления и процессы сознания (или бессознательной психики), но весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия. Сеченов стал пионером науки, предметом которой является психически регулируемое поведение. Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но в основном они получили развитие в России в учениях И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.
Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857—1927) — основатель первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885) и Санкт-Петербургской психологической лаборатории (1894), переименованной вскоре в первый в мире Психоневрологический институт.
Работы И. П. Павлова (1849—1936) помогли понять физиологические основы психической деятельности. Они дали основание рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в головном мозгу, как систему, функционально предназначенную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром.
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Чел- панову (1862—1936) — создателю первого В. М. Бехтерев В РОССИИ ПсиХОЛОГНЧеСКОГО института.
И если в мировом масштабе начало современного научного этапа в развитии психологии принято связывать с открытием в Лейпциге в 1879 году первой в мире психологической лаборатории, то в нашей стране таким событием явилось открытие в 1912 году в Москве Психологического института. Профессор Челпанов сумел организовать это учреждение так, что сам Вундт считал его лучшим в Европе.
В России в предреволюционный период в научном изучении психики возникла парадоксальная ситуация: Психологический институт при Московском университете под руководством Г. И. Челпанова занимался изучением психологии сознания, строившемся на субъективном методе исследования. И. П. Павлов и В. М. Бехтерев исследовали поведение, опираясь на объективные методы. Между этими направлениями возникла конфронтация, делая исследователей сопричастными двум противоположным методологиям.
Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, стал Л. С. Выготский (1896—1934). Выход из кризиса Выготский видел в том, чтобы уйти от двух совершенно независимых дисциплин и научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики. Выготский назвал свою концепцию «культурно-исторической», так как она изучает процессы, возникшие в общественной и культурной истории человека, ибо знаки, язык, орудия рождаются в «культуре». Культурно-историческая концепция лежит в основе ряда отечественных исследований психологических явлений.
е.. |
Г. И. Челпанов |
Другим направлением разработки предметной области психологии стало изучение формирования сознания в процессе деятельности, основанное на марксистской теории. Понятие деятельности многозначно. И. М. Сеченов говорил о психической деятельности, понимая ее как совокупность процессов, которые совершаются по типу рефлекторных. И. П. Павлов ввел понятие высшей нервной деятельности, Л. С. Выготский писал о высших психических функциях как деятельности созна- Л. С. Выготский
ния. М. Я. Басов (1892—1931) предложил считать деятельность особой структурой, рассматривая «человека как деятеля в среде». Дальнейшее развитие принцип деятельности получил в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.
С. Л. Рубинштейн (1889—1960) осуществлял руководство научными исследованиями на кафедре психологии МГУ, в Институте общей и педагогической психологии, в секторе психологии Института философии АНССР. В своем фундаментальном труде «Основы общей психологии» (1935, 1940, 1947, 1989), в который вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической теории, он систематизировал и концептуализировал категории психологии. Одной из центральных идей его работы является деятельностная концепция психики, утверждающая, что отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека.
Большой вклад в разработку деятельностного подхода к пониманию психики человека внес А. Н. Леонтьев (1903—1979). В его трудах («Проблемы развития психики», 1959, «Деятельность, сознание, личность», 1975) раскрывается психологическая структура деятельности, показано взаимодействие ее компонентов — мотивов, целей и условий.
С начала 60-х годов XX века активно разрабатываются теоретические и прикладные проблемы социальной психологии, проводятся исследования по инженерной психологии, психологии обучения и воспитания, судебной психологии, военной психологии. В ряде сфер жизнедеятельности людей разрабатываются и используются методики и процедуры профессионального психологического отбора (военное дело, спорт, авиация и др.). Начинает формироваться психологическая служба в сфере образования, спорта, производства, военного дела, транспорта, здравоохранения, семьи и брака и т. д.
С. Л. Рубинштейн |
Значительный вклад в разработку отдельных отраслей и проблем психологии внесли: А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин (детская психология); В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя
(педагогическая психология); В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн, С. К. Бондырева (возрастная психология); А. В. Петровский, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева (социальная психология); А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, М. И. Дьяченко, А. Д. Глоточкин, А. М. Столяренко (военная психология); Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, А. А. Крылов (инженерная психология); Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов (теория личности); Б. М. Те- плов (психология способностей), Н. Д. Левитов (психические состояния) и другие.
С 90-х годов XX века начинается новый этап развития психологии, обусловленный демократическими реформами и потребностями в новых социальных условиях жизни и деятельности людей. Наблюдается повышенное внимание к зарубежным разработкам и возможностям их использования в нашей стране.
Одной из наиболее актуальных теоретико-методологических проблем психологии конца XX столетия стали вопросы методологии исследования психики человека (К. А. Абульханова-Слав- ская, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов), пересмотра ряда фундаментальных методологических положений психологической науки (А. В. Брушлинский). В вопросах познания психического был сделан существенный шаг именно в разработке философско-методологического аспекта: выход за границы теории отражения и принципа детерминизма, пересмотр методологии исследования психики. Это позволило рассмотреть с новых позиций такие вопросы как:
• пути решения проблем социальной и интеллектуальной адаптации человека в быстро меняющемся мире;
• сохранение духовного равновесия в «море» конфликтов;
• особенности когнитивного поведения личности по преобразованию огромного потока информации;
• необходимость реализации перехода на познавательно-творческий уровень, учитывая нелинейность психических процессов и направляя внимание на ценность психического вектора личности в отличие от более распространенного сегодня познавательно-накопительного уровня;
• психическое здоровье человека или экология психики;
• пути коррекции личности в условиях растущей информа- ционно-эмоциональной агрессивности.
Отвечая потребностям практики, психологи ведут разработку актуальных проблем: делового общения, менеджмента, профессиональной деятельности в современных условиях, семьи, психологического обеспечения общественного мнения, мониторинга, рекламы, социальных конфликтов, межнациональных отношений и т. д. Активизировались службы психологического консультирования, психотерапии и психотренинга, телефонов доверия.
Выводы
1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе (с древности до XVII в.) характеризуется появлением идеалистического и материалистического подходов к пониманию сущности души; целостным и дифференцированным подходами к структуре психики; статическим и динамическим пониманием формы существования души.
2. Представления о психике в философских учениях (с XVII в. до второй половины XIX в.) развивались от описания механической модели об устройстве и функциях организма к накоплению знаний о рефлексе, ощущении, ассоциации, аффекте, мотиве. Однако они строились на умозрительном представлении об организме как «машине тела».
3. К началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:
• идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность;
• материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, а содержание сознания — как отражение реальной жизни людей.
4. Во второй половине XIX века психология выделилась в самостоятельную науку: определилась специфика предмета, были разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии.
5. В зарубежной психологии XX века были сформированы различные подходы и направления психологии в изучении психики и сознания:
• бихевиоризм, изучающий поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды;
• психоанализ — одно из наиболее влиятельных направлений в психологии, внесшее огромный вклад в познание бессознательных механизмов поведения человека;
• когнитивный подход, определяющий закономерности получения человеком информации, ее переработки и влияния на поведение человека;
• гуманистическая психология, изучающая творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации).
6. Отечественная психология развивалась в тесной связи с естественными науками. К основным ее концепциям начала XX века относятся:
• культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский);
• теория деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).
7. С 90-х годов XX века начинается новый этап в развитии психологии в нашей стране, обусловленный демократическими реформами и потребностями обеспечения жизни и деятельности людей.
Задания для самостоятельной работы
1. С точки зрения теории социального научения Д. Роттера объясните влияние внутренних переменных (локус-контроля) на поведение человека. Определите свой локус-контроль по предлагаемой методике (см. приложение к главе 2).
2. Используя знания о структуре личности в психоанализе, объясните поведение ученика: первоклассник, желая лучше выглядеть в глазах учителя и одноклассников, выдал чужую работу (рисунок, поделку) за свою.
3. Объясните явления, встречающиеся в педагогической практике:
• на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать;
• ученик теряется у доски, хотя знает материал;
• увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает вокруг;
• после длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть.
Контрольные вопросы
1 Какие открытия древнегреческих ученых оказали влияние на научное познание психических явлений?
2 Что вы знаете о взглядах Аристотеля на природу души?
3 Почему в Средние века изучение душевной жизни было подчинено задачам богословия?
4 В чем состоят особенности развития представлений о душе, психике в XVII—XVIII веках?
5 С чем связано возникновение психологии как научной отрасли знаний?
6 Какова роль открытий в области физиологии человека и нервной системы в становлении психологии как науки?
7 Проанализируйте особенности развития психологии в конце XIX — начале XX века за рубежом и в России
8 Дайте характеристику основных школ (направлений) западной психологии
9 Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в развитие психологии XX века
10 В чем состоят особенности современного этапа развития отечественной психологии?
Рекомендуемая литература
1 Абдурахманов Р. А. Введение в общую психологию и психотерапию М,2002
2 Тодфруа Ж Что такое психология М , 1992
3 Ждан А. История психологии От античности до наших дней М,
4 Психология Словарь / Под общ ред А В Петровского, М Г Яро- шевского Ростов н/Д, 1998
5 Петровский А. В. Введение в психологию М , 1995
6 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб Питер, 1999
7 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека М , 1995
Глава 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
1. Понятие психики и ее физиологические основы
В XIX веке опыты Э. Ф. Пфлюгера и других физиологов открывали особую причинность — психическую. Обезглавив лягушку, Пфлюгер помещал ее в различные условия. Оказалось, что ее рефлексы вовсе не сводились к автоматической реакции на раздражение. Они изменялись соответственно внешней обстановке. На столе она ползала, в воде плавала и т. д. Пфлюгер сделал вывод о том, что даже у обезглавленной лягушки нет «чистых» рефлексов. Причиной ее приспособительных действий служит не сама по себе «связь нервов», а сенсорная функция. Именно она позволяет различать условия среды и соответственно им изменять поведение.
В отличие от других явлений окружающего мира психика не обладает физико-химическими характеристиками: весом, формой, цветом, размерами, химическим составом и т. п. Поэтому ее изучение возможно только опосредованным путем. Загадочен и вопрос о том, умирает ли душа (психика) вместе со смертью тела. Другими словами: возможно ли самостоятельное существование души без тела? В науке данный вопрос остается открытым. При этом, как известно, все мировые религии дают на него утвердительный ответ и даже определяют условия, от которых зависит дальнейшая судьба и благополучие души. Например, в христианстве это соблюдение Божьих заповедей, которым человек должен неуклонно следовать при жизни. Научное доказательство данного утверждения имеет огромное мировоззренческое значение, так как может произвести настоящий переворот в сознании и образе жизни людей.
В содержательном плане психика представляет собой своеобразный образ (модель мира), воссоздающий в субъективной форме его объективные свойства и закономерности. Примером такой модели является любой субъективный образ предмета, в котором зафиксированы его специфические свойства: твердость, химический состав, форма, вес, температура и другие, но в нем данные свойства обретают иную форму существования. Эта информационная модель действительности используется не только человеком, но и высшими животными для регуляции своей жизнедеятельности.
Психика — общее понятие, объединяющее субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Сущность методологического подхода определяет и понимание природы психики:
• идеалистическое — духовное начало (бог, дух, идея) существует вечно, независимо от материи и первично по отношению к ней;
• материалистическое — материя первична, а психика — ее порождение, вторична. Согласно этому подходу дается следующее определение психики.
Психика — свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении объективного мира.
Основными функциями психики являются отражение воздействий окружающего мира, регуляция поведения и деятельности, осознание человеком своего места в окружающем мире.
Психология как наука, опирающаяся на факты и научные эксперименты, под психикой понимает совокупность всех психических явлений: ощущения, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи.
Ее физиологической основой является высшая нервная деятельность, процессы, протекающие в головном мозгу. В основе работы мозга лежит рефлекторный механизм. Еще И. М. Сеченов писал, что все психические явления по существу рефлекторные. Тем самым он подчеркивал специфику их физиологического механизма. По представлениям отечественных ученых (И. П. Павлова, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна и других), любой рефлекс — это цепь, состоящая из четырех звеньев.
Первое звено — внешнее или внутреннее раздражение, перера батываемое органами чувств в нервный процесс, несущий в мозг
тот или иной сигнал (информацию). Второе — центральные мозговые процессы возбуждения и торможения и возникающие на основе их взаимодействия психические процессы (ощущение, восприятие, представление, мышление, эмоции), завершающиеся передачей «команд» к исполнительным органам. Третье звено — реакция органов движения или внутренних органов на «команду», исходящую из мозга. Четвертое звено — обратная связь, или обратная информация. Это сигналы от исполнительных органов в кору больших полушарий головного мозга, информирующие о ходе и результате исполнения действия. Если результат достигнут, действие прекращается, если нет, оно может продолжаться с соответствующими поправками или может быть заменено другим действием.
Таким образом, рефлекс — это «кольцевой» механизм получения мозгом информации, ее переработки, «приказа» к действию, его исполнения и получения моментальной обратной информации о результатах. Например, баскетболист, получив под щитом противника мяч, бросает его в корзину. Но мяч попадает в кольцо и отскакивает от него. Зрительное восприятие игроком отскочившего мяча служит сигналом, на который следует новая «команда»: либо добить мяч в корзину, либо поймать его и вторично бросить.
Существует два вида рефлексов — безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в течение жизни). Они присущи и животным, и человеку. Вызывают их непосредственные воздействия различных раздражителей на органы чувств. Они были названы И. П. Павловым первыми сигналами действительности, а совокупность всех корковых зон, куда передаются сигналы от органов чувств, — первой сигнальной системой действительности. У человека под влиянием общественно-трудовой деятельности и общения в коре головного мозга возникла и развилась еще словесная — вторая сигнальная система, как назвал ее И. П. Павлов. Поэтому рефлекторная работа мозга значительно усложнилась и стала намного более совершенной. Центральное мозговое звено рефлекторного механизма, лежащее в его основе, функционирует при получении не только непосредственных сигналов, но и словесных, то есть при взаимодействии первой и второй сигнальных систем действительности. С возникновением и развитием второй сигнальной системы развилось и человеческое мышление.
Результат приспособления организма к повторяющимся однообразным воздействиям внешней среды вырабатывается в динамический стереотип.
Различные привычки в поведении ребенка и взрослого с физиологической точки зрения являются динамическим стереотипом, который обеспечивает устойчивость поведения человека в повторяющихся условиях. Переделка динамических стереотипов, лежащих в основе отрицательных привычек поведения, требует большого труда и настойчивости воспитателя.
2. Эволюционное развитие психики
Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и заканчивая человеком, предложил А. Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К. Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных.