Jlone де Вега 2 страница

психологов-экспериментаторов. Историки психологии подсчитали, что школу Вундта прошло 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 фран­цуза. В ней изучались закономерности ощущений, время реакции на различные раздражители, механизмы ассоциаций, внимание. Уникальным предметом психо­логии был признан «непосредственный опыт», главным методом — интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в сво­ем сознании. Интроспекция понималась в. м. Вундт как особая процедура, требующая специ­
альной длительной тренировки. От испытуемых требовалось от­влечься от всего внешнего с тем, чтобы найти исходные элементы внутреннего опыта, добраться до первичной «ткани» сознания, которая представлялась состоящей из сенсорных (чувственных) «нитей». Когда возникал вопрос о сложных психических феноме­нах, где в действие вступали мышление и воля, сразу же обнару­живались недостатки вундтовской программы. Тем не менее, про­деланная школой Вундта работа заложила основы эксперимен­тальной психологии.

Американский психолог У. Джеймс (1842—1910) сделал пси­хологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском универси­тете, президентом Американской психологической ассоциации (1894—1895). В своих научных исследованиях Джеймс занимал­ся проблемами личности, изучением деятельности головного мозга, развития познавательных процессов и эмоций. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джеймс сде­лал многое для того, чтобы психология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины и философии. Он положил начало функционалистскому подходу (1881). Функционалисты считали, что роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспособиться к ситуациям, возникающим на протяжении жизни, с помощью выработанных, измененных, новых форм поведения (процесс научения). В своих исследова­ниях они также использовали метод интроспекции.

Американский психолог Э. Титченер (1867—1927) после окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. В 1892 году он вернулся в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную шко­лу. В своем четырехтомном труде «Экспе­риментальная психология» Титченер из­ложил основные достижения науки с вундтовских позиций (Титченера иногда называют американским Вундтом). Это направление получило название структу­рализма, поскольку основной задачей в нем считалось изучение структуры созна­ния безотносительно к тому, как эта структура работает. у. Джеймс

Функционалистский и структуралистский подходы в изучении сознания не получили своего дальнейшего развития в современ­ной психологии. На это повлиял ряд причин, в том числе ис­пользование субъективного метода исследования и умозритель­ных представлений о статичности структуры сознания.

Этот период был отмечен важными для развития психологи­ческого знания достижениями — первыми экспериментами в об­ласти психологии. Немецкий психолог Г. Эббингауз (1850—1909) в книге «О памяти» изложил результаты опытов, проведенных на себе, и вывел математические законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал.

Разработка статистических методов применительно к психо­логии связана с творчеством кузена Дарвина Ф. Гальтона (1822—191 1). Он изучал индивидуальные различия, считая, что они генетически предопределены. В книге «Наследственный ге­ний» (1869) он доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству. В его лабо­ратории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, как он считал, существуют корреляции. Через эту ан­тропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы опре­делить уровень психических ресурсов страны. Свои испытания он обозначил словом «тест», которое навсегда вошло в психоло­гический лексикон.

Первый вариант решения задачи диагностики принадлежал французскому психологу А. Вине (1857—1911). Он начинал с экспериментальных исследований мышления (испытуемыми служили его дочери). Однако вскоре по заданию правительства А. Вине стал искать психологические средства, с помощью кото­рых удалось бы отделить детей, способных к учению, но лени­вых, от тех, кто страдает прирожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания А. Вине превратил в тесты, установив шкалу, каждое из делений которой содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популяр­ность во многих странах. В Германии В. Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» (IQ). Техника измерения интеллекта позволяла на основе данных психологии решать вопросы обуче­
ния, отбора кадров, оценки достижений, профпригодности и другие.

Таким образом, можно констатировать, что во второй поло­вине XIX века психология выделилась в самостоятельную науку: была определена специфика предмета, разработаны методы ис­следования, открыты экспериментальные лаборатории, возник­ли новые отрасли психологии — дифференциальная, детская, зоопсихология и другие.

3.2. Современные подходы и направления в зарубежной психологии

Развитие психологии за рубежом шло очень интенсивно: появились различные подходы и направления изучения психики и сознания. Ниже будут рассмотрены лишь некоторые, наиболее популярные.

Бихевиоризм (от англ, behaviour — поведение) — направление в американской психологии XX века, отрицающее возможность изучения сознания научными методами, сделавшее поведение предметом своего изучения, которое понималось как совокуп­ность реакций организма на стимулы внешней среды.

Основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон (1878—1958) и его последователи объясняли развитие навыков как результат образования условных рефлексов, которые отвеча­ют схеме: S -» R (стимул -» реакция). Это означает, что каждой ситуации (стимулу) соответствует определенное поведение (ре­акция). Д. Уотсон в своей книге «Бихе­виоризм» писал: «Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте воз­можность воспитывать их так, как я счи­таю нужным, гарантирую, что, выбрав ка­ждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художни­ком, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способ­ностей, призвания или расы его предков». Однако в конце жизни Уотсон признал, что не только среда, но и наследствен­ность предопределяет развитие человека. д. Уотсон

Б. Скиннер (1904—1990), последователь Уотсона, пришел к выводу, что любое поведение живых существ зависит от среды. Он отказался от изучения его внутренних механизмов, акценти­руя роль внешних факторов (подкреплений) в проявлении пове­денческих реакций.

В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в виде теории социального научения Д. Роттера, который показал значе ние внутренних переменных, влияющих на поведение человека, таких как: локус-контроль (см. Приложение), степень выражен­ности потребности, субъективная значимость ценности подкреп­ления.

Развитие данная концепция получила в социально-когнитив­ной теории поведения американского психолога А. Бандуры. Главное внимание он уделял системному влиянию на поведение человека происходящих вокруг событий и личностных факторов (особенно когнитивных и поведенческих).

Психоанализ. В 1896 году 3. Фрейд (1856—1939) впервые употребил термин «психоанализ» для описания своих методов. Начиная с ранних работ, он стремился лучше понять те аспекты психической жизни, которые находятся в тени и кажутся непо­стижимыми. Он назвал теорию психоанализом, подразумевая под этим:

1) процедуру исследования психических процессов, которые почти недостижимы никаким другим способом;

2) метод лечения невротических нарушений;

3) сумму психологической информации, собираемой в новую научную дисциплину.

Основной метод психоанализа — сво­бодные ассоциации. Цель психоанализа — освободить ранее недоступный бессозна­тельный материал, чтобы им можно было оперировать сознательно. Фрейд считал, что бессознательный материал остается та­ковым только при условии значительного и постоянного расходования либидо. Если он становится доступным, энергия высво­бождается и может быть использована для оптимальных целей.

Постепенно вокруг него сформировал- з Фрейд ся кружок врачей, интересующихся его

идеями: А. Адлер, К. Юнг, К. Абрахам и другие. В течение всей жизни Фрейд развивал свою теорию. Собрание его сочинений составляет 24 тома. По мере того как работы Фрейда становились все более известными, возрастала и его критика. В 1933 году на­цисты сожгли груду книг Фрейда в Берлине. На что он сказал: «Какой прогресс! В середине века они сожгли бы меня, теперь они довольствуются сожжением моих книг».

Положения теории Фрейда исходили из предпосылки, что тело — единственный источник душевного опыта. Каждое ду­шевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. По­скольку некоторые душевные события кажутся возникшими спонтанно, Фрейд начинает искать и описывать скрытые связи, которые соединяют одно сознательное событие с другим. В каче­стве основных категорий он выделяет сознание, предсознание, бессознательное (схема 5). Сознание — лишь небольшая часть ум­ственной деятельности, оно включает то, что мы осознаем в каж­дый данный момент. Бессознательное есть мысль или чувство, которые кажутся несвязанными с предшествующими. Предсозна- ние — часть бессознательного, которая легко может стать созна­тельной, то есть доступной для извлечения фрагментов памяти.


 

Фрейд описал два основных вида инстинктов, движущих по­ступками человека: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первая группа включает все силы, служащие цели поддержания жизнен­но важных процессов и обеспечивающих размножение вида. При этом наибольшую значимость имеет энергия сексуальных инстинктов — либидо. Вторая группа инстинктов — инстинкты смерти — лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств.

В начале 20-х годов 3. Фрейд пересмотрел свою концептуаль­ную модель психики и ввел три структуры: ид, эго и супер-эго (схема 6).

Сознательное

 

Ид (от лат. id — оно) представляет собой примитивные, ин- стнктивные, врожденные механизмы личности, такие как еда, сон, копуляция (слияние в половом акте). Они дают организму энергию и действуют по принципу удовольствия. Эго (от лат. ego — я) — компонент личности, ответственный за принятие решений. Оно подчиняется принципу реальности, цель которо­го — сохранение целостности организма путем отсрочки удовле­творения инстинктов до того момента, когда это будет возмож­но. Супер-эго (от лат. super ego — сверх-я) — компонент лично­сти, представляющий собой совокупность норм и стандартов поведения.

Совокупность учений, созданных последователями 3. Фрей­да (К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон, А. Фрейд) называют неоп­сихоанализом.

Когнитивный подход (от лат. cognoscere — знать) — направ­ление современной психологии (возникло в конце 50-х годов XX века), изучающее закономерности получения информации, ее переработки и влияния на поведение человека. Возникнове­ние когнитивной психологии стимулировали: неспособность би­хевиоризма и психоанализа объяснить поведение человека без обращения к элементам сознания, развитие кибернетики и со­временной лингвистики. Данный подход объединил в себе два направления: гештальтпсихологию и конструктивизм.

Гештальтпсихология. Это направление в психологии возник­ло в 20-е годы XX века, главной его целью стало исследование психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Ос­новные положения гештальтистов исходят из понимания окру­жающего мира как организованной целостной формы, следова­тельно, и наше восприятие этого мира также должно быть цело­стным, то есть мы воспринимаем организованное целое, а не сумму его частей. Представители гештальтпсихологии: М. Верт- геймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. Многие концепции, вы­двинутые гештальтпсихологами, вошли в различные разделы психологии — от восприятия до динамики групп.

Конструктивизм. Одним из основателей данного подхода яв­ляется швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896—1980). Он вы­двинул концепцию стадиального развития психики, то есть представил когнитивное развитие как результат постепенного процесса, состоящего из последовательных ступеней, которые ребенок преодолевает с помощью процесса «уравновешивания» (созревание нервной системы + воспитание + общение). По мнению конструктивистов, наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепен­ного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате актив­ных воздействий индивида на среду.

Основные направления исследований в когнитивной психо­логии: процессы восприятия, распознавание образов, внимание, психология развития, мышление, интеллект, мотивация и т. д.

Гуманистический подход (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мей). Гуманистическая психология — направление современ­ной психологии (возникла в 60-е годы XX столетия), изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенци­альные возможности в процессе самоактуализации (самореали­зации). Объектом изучения гуманистической психологии стали любовь, творчество, развитие и реализация человеком своих воз­можностей, высшие ценности бытия, ответственность человека за свои поступки, уважение и взаимное признание опыта пере­живаний друг друга и т. п.

Каждый из вышеперечисленных подходов современной зару­бежной психологии характеризуется собственным представлени­ем о человеке, его происхождении и формировании. На началь­ных этапах образования данных подходов это различие вызывало множество конфликтов между школами. В настоящее время
психологи придерживаются синтетического подхода, то есть от­бирают и используют в каждой из существующих теорий те кон­цепции, которые дают больше знаний о психических явлениях.

3.3. Отечественная школа психологии

Отечественная психология развивалась в тесной связи с есте­ственными науками. Первые попытки внедрения в психологию объективного подхода принадлежат И. М. Сеченову (1829—1905). В работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) Сече­нов определяет психологию как «науку о происхождении психи­ческих деятельностей». Впервые в истории психологии предмет этой науки охватывал не только явления и процессы сознания (или бессознательной психики), но весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия. Сеченов стал пионером науки, предметом которой является пси­хически регулируемое поведение. Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но в основном они получили разви­тие в России в учениях И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Экспериментальное направление в психологии с использова­нием объективных методов исследования развивал В. М. Бехте­рев (1857—1927) — основатель первой в России психофизиоло­гической лаборатории (Казань, 1885) и Санкт-Петербургской психологической лаборатории (1894), переименованной вскоре в первый в мире Психоневрологический институт.

Работы И. П. Павлова (1849—1936) помогли понять физиологические осно­вы психической деятельности. Они дали основание рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в голов­ном мозгу, как систему, функционально предназначенную для осуществления ре­гуляции взаимодействия человека с окру­жающим миром.

Важное место в истории отечествен­ной психологии принадлежит Г. И. Чел- панову (1862—1936) — создателю первого В. М. Бехтерев В РОССИИ ПсиХОЛОГНЧеСКОГО института.

И если в мировом масштабе начало совре­менного научного этапа в развитии психо­логии принято связывать с открытием в Лейпциге в 1879 году первой в мире психо­логической лаборатории, то в нашей стране таким событием явилось открытие в 1912 году в Москве Психологического института. Профессор Челпанов сумел организовать это учреждение так, что сам Вундт считал его лучшим в Европе.

В России в предреволюционный период в научном изучении психики возникла пара­доксальная ситуация: Психологический институт при Москов­ском университете под руководством Г. И. Челпанова занимался изучением психологии сознания, строившемся на субъективном методе исследования. И. П. Павлов и В. М. Бехтерев исследова­ли поведение, опираясь на объективные методы. Между этими направлениями возникла конфронтация, делая исследователей сопричастными двум противоположным методологиям.

Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, стал Л. С. Выготский (1896—1934). Выход из кризиса Выготский видел в том, чтобы уйти от двух совершенно независимых дисциплин и научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики. Вы­готский назвал свою концепцию «культурно-исторической», так как она изучает процессы, возникшие в общественной и куль­турной истории человека, ибо знаки, язык, орудия рождаются в «культуре». Культурно-историческая концепция лежит в основе ряда отечественных исследований психологических явлений.

е..

Г. И. Челпанов

Другим направлением разработки предметной области пси­хологии стало изучение формирования соз­нания в процессе деятельности, основанное на марксистской теории. Понятие деятель­ности многозначно. И. М. Сеченов говорил о психической деятельности, понимая ее как совокупность процессов, которые соверша­ются по типу рефлекторных. И. П. Павлов ввел понятие высшей нервной деятельности, Л. С. Выготский писал о высших психиче­ских функциях как деятельности созна- Л. С. Выготский
ния. М. Я. Басов (1892—1931) пред­ложил считать деятельность особой структурой, рассматривая «человека как деятеля в среде». Дальнейшее раз­витие принцип деятельности получил в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Ле­онтьева.

С. Л. Рубинштейн (1889—1960) осу­ществлял руководство научными иссле­дованиями на кафедре психологии МГУ, в Институте общей и педагогиче­ской психологии, в секторе психологии Института философии АНССР. В сво­ем фундаментальном труде «Основы общей психологии» (1935, 1940, 1947, 1989), в который вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической теории, он систематизировал и кон­цептуализировал категории психологии. Одной из центральных идей его работы является деятельностная концепция психики, ут­верждающая, что отражение реального бытия опосредовано кон­кретной деятельностью человека.

Большой вклад в разработку деятельностного подхода к пони­манию психики человека внес А. Н. Леонтьев (1903—1979). В его трудах («Проблемы развития психики», 1959, «Деятельность, сознание, личность», 1975) раскрывается психологическая струк­тура деятельности, показано взаимодействие ее компонентов — мотивов, целей и условий.

С начала 60-х годов XX века активно разрабатываются теоре­тические и прикладные проблемы социальной психологии, про­водятся исследования по инженерной психологии, психологии обучения и воспитания, судебной психологии, военной психоло­гии. В ряде сфер жизнедеятельности людей разрабатываются и используются методики и процедуры профессионального психо­логического отбора (военное дело, спорт, авиация и др.). Начи­нает формироваться психологическая служба в сфере образова­ния, спорта, производства, военного дела, транспорта, здраво­охранения, семьи и брака и т. д.

С. Л. Рубинштейн

Значительный вклад в разработку отдельных отраслей и про­блем психологии внесли: А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин (дет­ская психология); В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя

(педагогическая психология); В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн, С. К. Бондырева (возрастная психология); А. В. Петровский, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева (социальная пси­хология); А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, М. И. Дьячен­ко, А. Д. Глоточкин, А. М. Столяренко (военная психология); Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, А. А. Крылов (инженерная пси­хология); Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ло­мов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов (теория личности); Б. М. Те- плов (психология способностей), Н. Д. Левитов (психические со­стояния) и другие.

С 90-х годов XX века начинается новый этап развития пси­хологии, обусловленный демократическими реформами и по­требностями в новых социальных условиях жизни и деятельно­сти людей. Наблюдается повышенное внимание к зарубежным разработкам и возможностям их использования в нашей стране.

Одной из наиболее актуальных теоретико-методологических проблем психологии конца XX столетия стали вопросы методо­логии исследования психики человека (К. А. Абульханова-Слав- ская, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов), пе­ресмотра ряда фундаментальных методологических положений психологической науки (А. В. Брушлинский). В вопросах позна­ния психического был сделан существенный шаг именно в раз­работке философско-методологического аспекта: выход за гра­ницы теории отражения и принципа детерминизма, пересмотр методологии исследования психики. Это позволило рассмотреть с новых позиций такие вопросы как:

• пути решения проблем социальной и интеллектуальной адаптации человека в быстро меняющемся мире;

• сохранение духовного равновесия в «море» конфликтов;

• особенности когнитивного поведения личности по преоб­разованию огромного потока информации;

• необходимость реализации перехода на познаватель­но-творческий уровень, учитывая нелинейность психиче­ских процессов и направляя внимание на ценность психи­ческого вектора личности в отличие от более распростра­ненного сегодня познавательно-накопительного уровня;

• психическое здоровье человека или экология психики;

• пути коррекции личности в условиях растущей информа- ционно-эмоциональной агрессивности.

Отвечая потребностям практики, психологи ведут разработ­ку актуальных проблем: делового общения, менеджмента, про­фессиональной деятельности в современных условиях, семьи, психологического обеспечения общественного мнения, монито­ринга, рекламы, социальных конфликтов, межнациональных от­ношений и т. д. Активизировались службы психологического консультирования, психотерапии и психотренинга, телефонов доверия.

Выводы

1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе (с древности до XVII в.) характеризуется появлением идеалисти­ческого и материалистического подходов к пониманию сущно­сти души; целостным и дифференцированным подходами к структуре психики; статическим и динамическим пониманием формы существования души.

2. Представления о психике в философских учениях (с XVII в. до второй половины XIX в.) развивались от описания механиче­ской модели об устройстве и функциях организма к накоплению знаний о рефлексе, ощущении, ассоциации, аффекте, мотиве. Однако они строились на умозрительном представлении об орга­низме как «машине тела».

3. К началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:

• идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность;

• материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, а содержание сознания — как отраже­ние реальной жизни людей.

4. Во второй половине XIX века психология выделилась в са­мостоятельную науку: определилась специфика предмета, были разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии.

5. В зарубежной психологии XX века были сформированы различные подходы и направления психологии в изучении пси­хики и сознания:

• бихевиоризм, изучающий поведение как совокупность ре­акций организма на стимулы внешней среды;

• психоанализ — одно из наиболее влиятельных направлений в психологии, внесшее огромный вклад в познание бессоз­нательных механизмов поведения человека;

• когнитивный подход, определяющий закономерности по­лучения человеком информации, ее переработки и влияния на поведение человека;

• гуманистическая психология, изучающая творческую лич­ность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации).

6. Отечественная психология развивалась в тесной связи с естественными науками. К основным ее концепциям начала XX века относятся:

• культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский);

• теория деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

7. С 90-х годов XX века начинается новый этап в развитии психологии в нашей стране, обусловленный демократическими реформами и потребностями обеспечения жизни и деятельности людей.

Задания для самостоятельной работы

1. С точки зрения теории социального научения Д. Роттера объясните влияние внутренних переменных (локус-контроля) на поведение человека. Определите свой локус-контроль по предла­гаемой методике (см. приложение к главе 2).

2. Используя знания о структуре личности в психоанализе, объясните поведение ученика: первоклассник, желая лучше вы­глядеть в глазах учителя и одноклассников, выдал чужую работу (рисунок, поделку) за свою.

3. Объясните явления, встречающиеся в педагогической практике:

• на однообразные замечания учащиеся перестают реагиро­вать;

• ученик теряется у доски, хотя знает материал;

• увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает вокруг;

• после длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть.

Контрольные вопросы

1 Какие открытия древнегреческих ученых оказали влияние на научное познание психических явлений?

2 Что вы знаете о взглядах Аристотеля на природу души?

3 Почему в Средние века изучение душевной жизни было подчинено задачам богословия?

4 В чем состоят особенности развития представлений о душе, психике в XVII—XVIII веках?

5 С чем связано возникновение психологии как научной отрасли знаний?

6 Какова роль открытий в области физиологии человека и нервной сис­темы в становлении психологии как науки?

7 Проанализируйте особенности развития психологии в конце XIX — на­чале XX века за рубежом и в России

8 Дайте характеристику основных школ (направлений) западной психо­логии

9 Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в развитие психологии XX века

10 В чем состоят особенности современного этапа развития отечествен­ной психологии?

Рекомендуемая литература

1 Абдурахманов Р. А. Введение в общую психологию и психотерапию М,2002

2 Тодфруа Ж Что такое психология М , 1992

3 Ждан А. История психологии От античности до наших дней М,

4 Психология Словарь / Под общ ред А В Петровского, М Г Яро- шевского Ростов н/Д, 1998

5 Петровский А. В. Введение в психологию М , 1995

6 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб Питер, 1999

7 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека М , 1995


Глава 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

1. Понятие психики и ее физиологические основы

В XIX веке опыты Э. Ф. Пфлюгера и других физиологов от­крывали особую причинность — психическую. Обезглавив ля­гушку, Пфлюгер помещал ее в различные условия. Оказалось, что ее рефлексы вовсе не сводились к автоматической реакции на раздражение. Они изменялись соответственно внешней об­становке. На столе она ползала, в воде плавала и т. д. Пфлюгер сделал вывод о том, что даже у обезглавленной лягушки нет «чистых» рефлексов. Причиной ее приспособительных действий служит не сама по себе «связь нервов», а сенсорная функция. Именно она позволяет различать условия среды и соответствен­но им изменять поведение.

В отличие от других явлений окружающего мира психика не обладает физико-химическими характеристиками: весом, фор­мой, цветом, размерами, химическим составом и т. п. Поэтому ее изучение возможно только опосредованным путем. Загадочен и вопрос о том, умирает ли душа (психика) вместе со смертью тела. Другими словами: возможно ли самостоятельное существо­вание души без тела? В науке данный вопрос остается откры­тым. При этом, как известно, все мировые религии дают на него утвердительный ответ и даже определяют условия, от которых зависит дальнейшая судьба и благополучие души. Например, в христианстве это соблюдение Божьих заповедей, которым чело­век должен неуклонно следовать при жизни. Научное доказа­тельство данного утверждения имеет огромное мировоззренче­ское значение, так как может произвести настоящий переворот в сознании и образе жизни людей.

В содержательном плане психика представляет собой своеоб­разный образ (модель мира), воссоздающий в субъективной фор­ме его объективные свойства и закономерности. Примером такой модели является любой субъективный образ предмета, в котором зафиксированы его специфические свойства: твердость, химиче­ский состав, форма, вес, температура и другие, но в нем данные свойства обретают иную форму существования. Эта информаци­онная модель действительности используется не только челове­ком, но и высшими животными для регуляции своей жизнедея­тельности.

Психика — общее понятие, объединяющее субъективные яв­ления, изучаемые психологией как наукой. Сущность методоло­гического подхода определяет и понимание природы психики:

• идеалистическое — духовное начало (бог, дух, идея) сущест­вует вечно, независимо от материи и первично по отноше­нию к ней;

• материалистическое — материя первична, а психика — ее порождение, вторична. Согласно этому подходу дается сле­дующее определение психики.

Психика — свойство высокоорганизованной материи, за­ключающееся в активном отражении объективного мира.

Основными функциями психики являются отражение воз­действий окружающего мира, регуляция поведения и деятельно­сти, осознание человеком своего места в окружающем мире.

Психология как наука, опирающаяся на факты и научные эксперименты, под психикой понимает совокупность всех психи­ческих явлений: ощущения, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи.

Ее физиологической основой является высшая нервная дея­тельность, процессы, протекающие в головном мозгу. В основе работы мозга лежит рефлекторный механизм. Еще И. М. Сече­нов писал, что все психические явления по существу рефлек­торные. Тем самым он подчеркивал специфику их физиологиче­ского механизма. По представлениям отечественных ученых (И. П. Павлова, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна и других), лю­бой рефлекс — это цепь, состоящая из четырех звеньев.

Первое звено — внешнее или внутреннее раздражение, перера батываемое органами чувств в нервный процесс, несущий в мозг

тот или иной сигнал (информацию). Второе — центральные моз­говые процессы возбуждения и торможения и возникающие на ос­нове их взаимодействия психические процессы (ощущение, вос­приятие, представление, мышление, эмоции), завершающиеся передачей «команд» к исполнительным органам. Третье звено — реакция органов движения или внутренних органов на «команду», исходящую из мозга. Четвертое звено — обратная связь, или об­ратная информация. Это сигналы от исполнительных органов в кору больших полушарий головного мозга, информирующие о ходе и результате исполнения действия. Если результат достиг­нут, действие прекращается, если нет, оно может продолжаться с соответствующими поправками или может быть заменено дру­гим действием.

Таким образом, рефлекс — это «кольцевой» механизм полу­чения мозгом информации, ее переработки, «приказа» к дейст­вию, его исполнения и получения моментальной обратной ин­формации о результатах. Например, баскетболист, получив под щитом противника мяч, бросает его в корзину. Но мяч попадает в кольцо и отскакивает от него. Зрительное восприятие игроком отскочившего мяча служит сигналом, на который следует новая «команда»: либо добить мяч в корзину, либо поймать его и вто­рично бросить.

Существует два вида рефлексов — безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в течение жизни). Они присущи и животным, и человеку. Вызывают их непосредственные воздей­ствия различных раздражителей на органы чувств. Они были на­званы И. П. Павловым первыми сигналами действительности, а совокупность всех корковых зон, куда передаются сигналы от органов чувств, — первой сигнальной системой действительности. У человека под влиянием общественно-трудовой деятельности и общения в коре головного мозга возникла и развилась еще сло­весная — вторая сигнальная система, как назвал ее И. П. Павлов. Поэтому рефлекторная работа мозга значительно усложнилась и стала намного более совершенной. Центральное мозговое звено рефлекторного механизма, лежащее в его основе, функциониру­ет при получении не только непосредственных сигналов, но и словесных, то есть при взаимодействии первой и второй сиг­нальных систем действительности. С возникновением и разви­тием второй сигнальной системы развилось и человеческое мышление.

Результат приспособления организма к повторяющимся од­нообразным воздействиям внешней среды вырабатывается в ди­намический стереотип.

Различные привычки в поведении ребенка и взрослого с фи­зиологической точки зрения являются динамическим стереоти­пом, который обеспечивает устойчивость поведения человека в повторяющихся условиях. Переделка динамических стереотипов, лежащих в основе отрицательных привычек поведения, требует большого труда и настойчивости воспитателя.

2. Эволюционное развитие психики

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и заканчивая человеком, предложил А. Н. Леонтьев в книге «Про­блемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К. Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных.