Международная торговля в системе международных экономических отношений.
М/нар. торговля – одна из наиболее развитых и традиционн. форм м/нар.эк. отношений. она зародилась в глубокой древности – собственно м/нар. торговля начала осуществ-ся с формированием 1-х национ. государств в IV – III тыс. до н.э.(Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать движение товаров. Становление рыночных отношений дало мощный импульс развитию м/нар.торговли. М/нар. торговля претерпела существенные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хоз-ва. В нач.21в. воздействие НТП становится всё более значительным, а связанные с ним изменения в м/нар. торговле – всё более динамичными. Фактором, способствующим динамичному развитию м/нар. торговли, является вывоз капитала.
Начиная с 80х г 20 в. развитие м/нар. торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отд. стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок тамож., торговых и экономических союзов.
Существенное воздействие на развитие м/нар. торговли оказывает деятельность ТНК, кот. формируют свои собственные внутр. рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и напрвления товарных потоков, цены на товары и общую стратегию развития таких рынков.
Являясь наиболее традиционной формой м/нар.эк. отношений, м/нар. торговля товарами и услугами продолжает занимать центральное место в общей системе м/на.эк. отношений.
Эффективность или неэффек-ть внешн. торговли, открытость или , наоборот, закрытость нац. экэ систем оказывают весьма противоречивое воздействие на хоз-щих субъектов. Так, например, либерализация вн/эк. связей и рост открытости нац.эк-ки риводят к тому, что в страну в значительных кол-вах приходят деш. конкурентные импортные товары, однако это м. привести к закрытию отечеств-х предприятий.
М/нар торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков – экспорта и импорта товаров.
Экспорт – вывоз за гр. товаров для их реализации на внешнем рынке. Импорт – ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт – вывоз ранее ввезённых, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт – обратный ввоз из-за гр. в страну отечеств. товаров. При оценке масштабов м/нар. торговли различают понятия номинального и реального объёма м/нар. торговли. Номинальный объём представляет собой стоимость м/нар. торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Реальный объём м/нар. торговли – это её номинальный объём, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.
Номинальный объём м/нар. торговли в целом имеет общую тенденцию к росту. Она отражает прежде всего тенденцию роста физ. объёма м/нар. торговли.
Помимо показателей экспорта и импорта во вн/торг. статистике используется показатель вн/торг. сальдо, представляющего собой стоимостную разницу м/экспортом и импортом. Сальдо м.б. положит. (активным) и отрицат.(пассивным).
В соответствии с м/нар. договорённостями и со сложившейся практикой под мир. вн/торг. оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира. При оценке выгодности или невыгодности внешней торговли для отдельных стран, благоприятности конъюнктуры внешней торговли используется такое понятие, как «условия торговли», кот. представляет собой соотношение индексов экспортных и импортных цен.