Особенности формирования линейно-функциональных организационных структур служб логистики.

Наиболее распространенными в мире организационными структура управления логистикой в большинстве фирм различных отраслей эконом ки являются линейно-функциональные и дивизиональные структуры.

Линейно-функциональная организационная структура является классическим примером разделения труда по вертикальным процессам. Создание линейно-функциональной структуры сводится к группировке персонала компании по сферам (функциональным областям) бизнеса: произведет снабжению, маркетингу, финансам, продажам и т.п. Управление осуществляется по вертикальной иерархии от высшего персонала менеджмента компании до линейного исполнителя низшего звена. Штабные функции (планирование, контроль, учет, анализ и т.п.) сосредоточены, как правило верхнем эшелоне менеджмента.

В дивизиональных структурах часть или все штабные функции делегируются производственным подразделениям (диверсифицированным территориально или по ассортименту продукции).

Основным недостатком линейно-функциональных структур являет изоляция подразделений друг от друга и затрудненное движение информации. Дивизиональные же структуры порождают дублирование управления часто отличаются противопоставлением местных интересов дивизионов к головному офису компании.

Как показывает зарубежный опыт, на этапе функционального агрегирования организационные структуры логистики в компаниях реализовывали практически в виде линейно-функциональных структур различного типа: одноуровневых, двухуровневых, многоуровневых.

Одноуровневые структуры часто применяется для небольших производственных и торговых компаний с численностью управленческого персонала 30—70 человек. Обеспечивают выполнение специализированных задач, контролируемых с помощью планов и бюджетов. Наиболее эффективны в стабильной среде. Содействуют эффективному производству стандартизованных товаров и услуг. Обеспечивают экономию на управленческих расходах. Предусматривают специализацию функций и компетентность. Ориентированы на ценовую конкуренцию. Рассчитаны на действующие технологии и сложившийся рынок. Производственная специализация, превышающая возможности централизованного планирования. Быстрое решение проблем, находящихся в компетенции одной функциональной службы. Вертикальная интеграция, нередко превышающая возможности полной загрузки специализированных подразделений.

Децентрализованные операции подразделений с централизованной оценкой результатов и инвестиций.

Наиболее эффективны в изменяющейся среде. Пригодны для условий взаимосвязанной диверсификации по продуктам или регионам. Ориентированы на оперативное принятие решений. Создают организационные условия для междисциплинарного подхода. Успешно функционируют при неценовой конкуренции. Ориентированы на освоение новых рынков и новых технологий. Вмешательство высшего звена организации для усиления координации подразделений и повышения эффективности их деятельности. Быстрое решение сложных межфункциональных проблем.

Достоинства и недостатки линейно-функциональных организационных структур служб логистики

Достоинства Недостатки
Стимулирует профессиональную специализа­цию персонала логистического менеджмента Стимулирует функциональную изолирован- ; ность и затрудняет межфункциональную коор­динацию
Способствует четкому разграничению функ­циональных обязанностей персонала и рас­пределению полномочий Повышает число межфункциональных кон­фликтов и не способствует достижению общих > целей бизнеса
Практически ликвидирует дублирование логи­стических функций другими подразделениями компании Повышает число взаимодействий между от­дельными структурными подразделениями, снижая эффективность коммуникаций
Повышает эффективность использования Функциональная технологичность не способст-,
инфраструктурных логистических мощностей, материальных и финансовых ресурсов при выполнении отдельных функций логистики вует внедрению интегрированных логистиче­ских технологий
Улучшает координацию внутри отдельных логистических функций Затрудняет планирование, анализ и контроль комплексных (результирующих) логистических показателей _
Способствует повышению технологичности выполнения логистических операций/функций Порождает «ведомственность» внутри фирмы и внутри службы логистики
Создает персоналу службы логистики перспек­тиву карьерного роста и профессионального развития  

 

Традиционное понимание различия между линейными и функциональными подразделениями службы логистики компании сводилось к тому, что линейные подразделения занимаются повседневной логистической деятельностью, а функциональные — планированием. Теперь это различие в значительной степени утратило смысл, поскольку современные логистически менеджеры всех уровней в известной степени заняты и планированием выполнением логистических функций.

В зависимости от характера и сложности логистической функции/операции то, что сегодня может рассматриваться как функция линейного подразделения, завтра может стать функцией штабного подразделения. Использование современных КИС проявляет, хотя пока и в неявном виде, все традиционные функциональные и линейные различия. При малой численности менеджеров среднего звена большая часть аналитической работы перекладывается на плечи непосредственных исполнителей. Руководству компании необходимо установить и поддерживать баланс между линейным и функциональным характером всех логистических подразделений.

Дивизиональноя структура логистики характерна для компаний, следующих корпоративной стратегии концентрированного роста, — развитие географии продаж, расширение ассортимента продукции. Такая структура может рассматриваться как соединение самостоятельных линейно-функциональных структур, обслуживающих определенный рынок (территорию) или реализующих продуктовую специализацию. Основные штабные функции управления осуществляются из центрального офиса компании. К числу таких структур можно отнести организационные структуры служб логистики, ориентированные на:

- продукт или потребителя;

- определенный регион;

- сектор рынка.

Широкие полномочия в принятии управленческих решений региональных (территориальных) отделений службы логистики, характерные для дивизиональных структур, требуют от высшего руководства компании решения непростой задачи: рационального сочетания самостоятельности отделе-

Кроме того, дивизиональные структуры имеют еще один существен недостаток — они порождают дублирование функций логистического администрирования в центре и на местах. В целом, однако, такое положение может быть компенсировано мобильностью принимаемых региональными делениями службы логистики решений и снижением общих логистических издержек компании. Достоинства дивизиональных логистических структур с очевидностью вытекают из их сопоставления с линейно-функциональными организационными структурами логистики.

Расширение числа компаний, работающих на российском рынке, которые имеют дивизиональную структуру логистической службы, естествен образом связано с их ростом и развитием бизнеса.