DDSN это - система технологий и процессов, которая чувствует и реагирует на спрос в режиме реального времени благодаря сети потребителей, поставщиков и работников.
Ключевые элементы определения DDSN:
Система. Чтобы быть эффективной, цепь поставок следующего поколения должна быть интегрированной.
Спрос. Спрос - это заказ? Предсказание? Возможность? Чтобы внедрить DDSN, компании должны рассматривать спрос на разных уровнях, включая желание потребителя пользоваться по очереди различными выгодами, скажем, сначала доступностью (скоростью доставки) товара, а потом ценой. Чувствовать и реагировать на спрос в реальном времени не означает просто выполнять заказы. Это означает быстрое применение бизнес оценок ко всему спросу.
Сеть. Производители, работающие по контракту, привлеченные разработчики новой продукции, сторонние поставщики логистических услуг - все это части быстрой трансформации цепи поставок из вертикально интегрированных корпораций в бизнес сети, построенные на узкой специализации звеньев. Для того чтобы сеть была успешной, должны существовать сквозные и надежные стандарты и общие каналы коммуникаций. Internet начал эту трансформацию, но его эффект только начинает чувствоваться (см. AMR Research Report DDSN Benefits Report, September 2004») (рис. 3.1)
DDSN—the 21st-century supply chain Источник AMR Research 2004 Рис. 3.1 Концепция спрос-ориентированных сетей поставок |
Три стратегические области DDSN. В отличие от линейной цепи, основанной на жестких зависимостях, DDSN больше похожа на самовозобновляемое взаимодействие трех основных бизнес областей: спрос, предложение и товар. Прозрачность и свобода в действиях всех трех областей одновременно определяет спрос - ориентированный бизнес 21 -го века.
Управление спросом определяется как «процесс, необходимый для формирования, восприятия и реагирования на спрос».
Управление спросом включает функции маркетинга, продаж, послепродажного обслуживания, управления ценой и функции прогнозирования/планирования.
Источник AMR Research 2004 Рис. 3.2 Управление спросом |
В рамках DDSN управление предложением строится на двух уровнях:
Стратегическое управление - формирование политики предложения и отношений по поводу предложения (как внутри организации, так и вне ее) на основе плана поставок, составленного в соответствии со спросом (т.е. стратегический план дистрибутивной сети, планирование логистики, планирование производительности, разработка продукта на стадии выхода, планирование продаж и операций - Sales and Operations Planning - S&OP).
Тактическое управление - связывание плана поставок с тактическим планом пополнения запасов (например, оптимальное соотношение между запасами сырья и возможностями поставщика), так же как и с самим процессом пополнения (каналы повторного заказа, такие как Электронный Обмен Данными - Electronic Data Interchange - (EDI), запасы, регулируемые поставщиком - Vendor-Managed Inventory (VMI), долгосрочные договоры поставок и гибкие ценовые соглашения).
«Операции в сети поставок» (Supply Network Operations - SNO) охватывает концепцию синхронизации производства и логистических процессов в динамически изменяющейся сети поставок. Решения о привлечении ресурсов извне, будь то организация производства в Китае или обращение к сторонним логистическим специалистам, принимаются исходя из того, являются ли собственные источники лучше/дешевле, чем то, что предлагают внешние поставщики.
Лучшие практики предлагают: сужение производства на заводе, кросс-докинг, комплектование и индивидуальная сборка на поздней стадии в дистрибутивных центрах, и перенесение нагрузки на сервисные области.
Управление товаром
Внедрение нового продукта - главный источник новых доходов и роста, особенно, когда жизненные циклы товара укорачиваются, а глобальный рынок ускоряет потребление существующих товаров. До недавнего времени большая часть инновационной деятельности была изолирована как центр издержек в инженерном отделе или отделе R&D, и не воспринималась как часть цепи поставок. DDSN требует, чтобы товарные серии поддерживали приверженность покупателей; использовали уже проверенные технологии, материалы и поставщиков; блокировали конкуренцию. В этот процесс включаются функции инжиниринга, R&D, развития товара. Формируется прямое взаимодействие спроса с источниками материалов и продвижением новых товаров на начальной стадии. Рис. 3.3
Источник AMR Research 2004
Рис. 3.3 Управление товаром
Внедрение концепции спрос-ориентированных сетей поставок требует времени и усилий всех уровней управления организации и обычно описывается стадиями зрелости, через которые проходит этот процесс.
Четыре стадии зрелости DDSN:
Стадия 1: Реагирование - Традиционная цепь поставок от места к месту. Возможна только интеграция.
Стадия 2: Предугадывание - Объединенное предприятие. Внутренняя интеграция, неуклюжие внешние связи.
Стадия 3: Сотрудничество - Объединенная сеть. Внешняя интеграция, все еще нет стратегического контроля.
Стадия 4: Гармония - Внешняя интеграция DDSN «включи и работай». Появляется возможность создания новых бизнесов.
При использовании четырех стадийной модели становления DDSN в фокус попадает планирование производства продукции под заказ.
Завершающие комментарии
Определите руководителей, отвечающих за управление цепями поставок, спросом и товаром, способных вести DDSN.
Оцените текущую деятельность по ключевым показателям DDSN (например, точность прогнозов, время вывода товара на
рынок); проекты по совершенствованию должны иметь четкую цель и осуществляться в соответствии с этими оценками.
Наконец, оглянитесь (или посмотрите вперед) на своих конкурентов, которые хорошо отвечают спросу, чтобы увидеть, где вы теряете время, деньги, позиции на рынке.
Strategic Supply Network Design
Построение эффективной системы управления цепями поставок (или модернизацию существующей системы управления) LFA методология рекомендует начинать «сверху вниз»: от стратегических решений к внедрению решений операционного уровня.
Именно на стратегическом уровне принимаются решения, определяющие приоритетные направления и усилия бизнеса в достижении конкурентного преимущества (надежность поставок, гибкость цепи поставок, ее реактивность, логистические издержки и эффективность управления запасами и логистическими производственными активами), а также связанные с этими направлениями показатели производительности (логистические метрики или KPI).
Внедрение решений стратегического уровня позволяет наращивать Business Intelligence (уровень интеллектуальности систем управления) через разворачивание систем класса DSS (Decision Support Systems - системы поддержки принятия решений) по схеме «сверху-вниз», формируя требования к транзакци- онным системам и системам информационного взаимодействия.
Таблица 3.1
Сводная таблица решений DDSN_____________________________________
|
Operational (день, неделя, декада, месяц) | Оперативное планирование - формирование графиков производства, пополнение запасов, отгрузок, ресурсов Квотирование (время, тарифы, уровень сервиса) | SC Execution |
Transactional (текущее исполнение) | Оперативное управление заказами на поставку, заказами на подачу в производство, заказами на отгрузку (по каждому уровню дистрибутивной сети), заказами на транспортные и иные логистические услуги |