Оптовая и розничная торговля как методы сбыта

Оптовый метод сбыта товара. Оптовая торговля охва­тывает по существу всю совокупность товарных ресурсов, яв­ляющихся как средствами производства, так и предметами по­требления. Как правило, при оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Закупки оптом осуществляют посредниче­ские организации с целью последующей перепродажи низовым оптовым организациям, предприятиям розничной торговли. В большинстве случаев оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, т.е. она позво­ляет изготовителям с помощью посредников сбывать товары с минимальными непосредственными контактами с потребителя­ми. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения.

Оптовая торговля - это форма отношений между пред­приятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, бла­годаря чему совершенствуется территориальное разделение тру­да, достигается пропорциональность в развитии регионов. Для рационального распределения торговой конъюнктуры оптовая торговля должна владеть конкретными данными о настоящем состоянии и перспективных изменениях ситуаций на региональ­ных и отраслевых рынках.

Основными задачами оптовой тор­говли являются:

· маркетинговое изучение рынка, спроса и предложе­ния на продукцию производственно-технического назначения и народного потребления;

· размещение производства товаров в необходимых по­требителю ассортименте, количестве и с соответствующим ка­чеством;

· своевременное, полное и ритмичное обеспечение то­варами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;

· организация хранения товарных запасов;

· организация планомерного и ритмичного завоза и вы­воза товаров;

· обеспечение приоритета потребителя, усиление его экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных связей, качества поставляемой продукции;

· организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления;

· широкое применение экономических методов регули­рования всей системы взаимоотношений между поставщиками, посредниками, потребителями;

· снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потреби­телям.

С понятием оптовой торговли тесно связаны участники последней, такие как брокер, комиссионер, дилер, торговый агент. Оптовый метод распространения товара широко распро­странен во многих странах мира. Из всего вышесказанного об оптовой торговле можно сделать вывод о принадлежности ее к косвенному методу сбыта, методу, при котором производители для достижения потребителей используют услуги различных посредников.

Розничная торговля.В процессе товародвижения от из­готовителей к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребители при­обретают нужные ему товары в обмен на свои денежные дохо­ды. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.

Розничная торговля включает продажу товаров населе­нию для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйствен­ных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий-изготовителей, посреднических организаций, фир­менных магазинов, заготовительных пунктов, мастерских, ате­лье и т.д.

Розничная торговля осуществляет ряд функций:

· исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

· определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;

· осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;

· проводит отбор товаров, их сортировку при составле­нии требуемого ассортимента;

· осуществляет оплату товаров, принятых от поставщи­ков;

· проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

· оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информацион­ные и другие услуги.

Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную.