Аварийное покидание самолета в полете.

 

 

6.44. Подготовка к аварийному покиданию.

 

Если принято решение о катапультировании и позволяет обстановка, необходимо:

− при полете на малой высоте увеличить высоту полета до 2000 – 3000 м над рельефом местности, используя скорость самолета и тягу двигателей, при полете на большой высоте снизиться до высоты 4000 м;

− перевести самолет в набор высоты или горизонтальный полет и уменьшить скорость до 400-600 км/ч;

− при наличии облачности покинуть самолет до входа в облака;

− при полете над водной поверхностью выполнять полет в сторону береговой черты;

− при полете вблизи государственной границы выполнять полет в направлении своей территории.

 

В случаях, не терпящих отлагательства, катапультироваться немедленно.

 

6.45. Катапультирование.

 

 

При катапультировании летчик должен:

− опустить светофильтр защитного шлема (при наличии времени);

− плотно прижаться всем корпусом к спинке, а головой к подушке заголовника;

− поставить ноги к передней стенке кресла (при наличии времени);

− взяться обеими руками за рукоятки катапультирования, прижав локти к туловищу, и вытянуть их до катапультирования.

 

После катапультирования крепко удерживать рукоятки до начала устойчивого снижения вместе с креслом (для исключения травмы рук).

Усилие, потребное для срабатывания системы катапультирования (при вытягивании рукояток), составляет 25 кг.

Время от приведения в действие рукояток катапультирования летчиком до сброса фонаря и начала движения не более 1 сек.

При травмировании одной руки катапультирование возможно одной рукой от любой из рукояток при сохранении указанной последовательности действий.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

1. Если при вытягивании рукояток катапультирования откидная часть фонаря не сбросилась, необходимо:

− опустить рукоятки катапультирования в исходное положение;

− сбросить откидную часть фонаря ручкой СБРОС ФОНАРЯ, расположенной на правом борту кабины, потянув её на себя до упора;

− взяться обеими руками за рукоятки катапультирования и повторно вытянуть их вверх до катапультирования.

2. Одновременное приведение в действие рукояток катапультирования и ручки СБРОС ФОНАРЯ запрещается.

 

В случае покидания самолета на высоте более 5000 м происходит стабилизированный спуск вместе с креслом до высоты 5000 м, после чего происходит автоматический отстрел заголовника кресла и ввод в действие спасательного парашюта. Через 4 сек после отделения летчика от кресла происходит отделение НАЗа и зависание его на фале.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Аварийное покидание самолета в воздухе без катапультирования не предусмотрено.

 

6.46. Действия при приземлении.

 

После ввода в действие спасательного парашюта необходимо:

− поднять светофильтр защитного шлема и снять кислородную маску на высоте не более 4000 м, заправить круговую лямку подвесной системы под бедра;

− убедиться в нормальном раскрытии купола парашюта.

 

Перед приземлением на высоте 100-150 м необходимо:

− развернуться по ветру;

− соединить ноги в коленях и ступнях вместе, затем слегка согнуть их в коленях и в зависимости от силы ветра вынести соединенные вместе ноги вперед;

− ступни ног держать параллельно земле до приземления, приземляться на полные ступни обеих ног.

 

При приземлении в сильный ветер, а также в гористой местности после касания ногами земли немедленно с помощью замков ОСК-2 освободиться от концов парашюта.

 

 

6.47. Действия при приводнении.

 

6.47.1. При спуске на водную поверхность и наличии запаса высоты (резерва времени) необходимо:

− после ввода в действие спасательного парашюта поднять светофильтр ЗШ и снять кислородную маску на высоте не более 4000 м;

− убедиться в нормальном раскрытии парашюта и определить направление на сушу;

− при применении авиационного спасательного пояса АСП-74 наполнить его, энергично дернув за фишки газонаполнения поплавков;

− закрыть клапаны сброса КС-2МА и заправить трикотажные манжеты рукавов и шейную шторку комплекта ВМСК-4-15 под гермооболочку;

− разъединить разъем компенсаторов натяга маски и отсоединить тесьму крепления маски от центрального замка подвесной системы; отсоединить прибор КП-120 от ОРК и отбросить его вместе с маской в сторону;

− отсоединить шланги противоперегрузочного и вентилируемого костюмов от верхней колодки ОРК и разъединить электроразъемы ЗШ;

− перед касанием воды снять предохранительные скобы и опустить вниз фиксаторы замков ОСК-2;

− в момент касания воды ногами задержать дыхание, нажать на гашетки замков ОСК-2 и отсоединить купол парашюта;

 

− после приводнения занять положение лицом по ветру (спиной к фронту волны), широко расставить ноги, поплавки АСП-74 заправить под руки и при необходимости их поддуть;

− разорвать тарированный шов фала НАЗ, оторвав оранжевый конец от основного фала (усилие разрыва 5-15 кгс);

− освободиться от подвесной системы парашюта, для чего: открыть замок круговой лямки, затем центральный замок подвесной системы; вывести ножные обхваты из скоб; забросить правый плечевой обхват подвесной системы за спину, протащить левую руку вместе с левым поплавком спасательного пояса под левым плечевым обхватом и освободиться от подвесной системы;

− подтянуть к себе плот и влезть на него.

 

Поплавки спасательного пояса завести за спину, после чего втащить в плот НАЗ и радиомаяк.

Рекомендации по использованию НАЗа изложены в Инструкции, прилагаемой к комплекту.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Влезать на плот с широкой стороны, предварительно утопив его под себя, соблюдая осторожность во избежание порыва его металлическими частями снаряжения.

 

6.47.2. При отсутствии высоты (резерва времени) для приводнения с неотсоединенными подвесной системой парашюта и коммуникациями спецснаряжения необходимо:

− наполнит поплавки АСП-74, энергично дернув за фишки;

− отсоединить купол парашюта с помощью замков ОСК-2;

− поднять светофильтр ЗШ и снять кислородную маску;

− закрыть клапаны КС-2МА и заправить трикотажные манжеты рукавов и шейную шторку комплекта ВМСК под гермооболочку;

− занять положение лицом по ветру (спиной к фронту волны), при необходимости поддуть поплавки;

В случае невключения баллонов наполнения плота и радиомаяка подтянуть к себе вначале плот, а затем радиомаяк и вручную резким рывком фала возле баллонов ввести их в действие, а также выдернуть шпильку включения радиомаяка, расположенную в фале.

− разъединить разъем компенсатора натяга маски;

− отсоединить прибор КП-120 от верхней колодки ОРК и, взяв его в левую руку, отсоединить шланг натяжного устройства ВКК, затем отбросить его вместе с кислородной маской;

− отсоединить шланги ППУ и вентиляции от верхней колодки ОРК и разъединить электроразъем ЗШ;

− освободиться от подвесной системы парашюта и далее выполнять рекомендации, изложенные в пункте 6.47.1.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

1. Запаса кислорода в БКО-3МВ2 (система кресла) для дыхания с Н=500 м хватает на 3 минуты, после чего возможно попадание воды в маску через клапаны подсоса воздуха КП-120.

2. При подъеме летчика из воды на вертолете во избежание разряда статического электричества вертолета браться за спасательный трос до момента касания им воды запрещается.

 

 

6.48. Аварийное покидание самолета на земле.

 

6.48.1. При возникновении аварийной обстановки на земле (когда самолет неподвижен) для быстрого его покидания необходимо:

− выключить двигатели;

− открыть фонарь (в случае заклинивания и невозможности открытия фонаря эксплуатационной ручкой сбросить его ручкой СБРОС ФОНАРЯ);

− установить ручку катапультирования в нерабочее положение, для чего нажать на её боковые стопорные рычаги и откинуть вперед до постановки на фиксаторы;

− отключить выключатели пиропатронов кресла;

− отсоединить КП-120 от ОРК-115, потянув вверх рукоятку замка КП-120;

− раскрыть замок разъема круговой лямки и центральный замок подвесной системы;

− отстегнуть карабин фала НАЗа от кольца на снаряжении и освободиться от подвесной системы;

− резко встать и покинуть кабину, при этом произойдет разъединение муфт ППУ, вентиляции и электрожгутов ЗШ от колодки ОРК.

 

В случае покидания самолета в безлюдной местности и при наличии времени необходимо:

− снять кислородную маску, разъединить разъем компенсатора натяга маски, шланг НУ ВКК от КП-120 и выбросить маску вместе с прибором из кабины самолета;

− после отсоединения коммуникаций встать, развернуться лицом к креслу, взяться за оранжевые ленты крышки НАЗа и резко их отдернуть на себя вверх. При этом произойдет отсоединение НАЗа от ремней крепления подвесной системы;

 

При втянутых ремнях притяга необходимо перед снятием НАЗа рукояткой притяга пояса расстопорить ремни и вытянуть их вперед.

 

− повернуть НАЗ относительно цапф до вертикального положения, при этом произойдет разъединение ОРК и разрыв контровочной проволоки на одной из цапф;

− энергичным движением вверх извлечь НАЗ из чашки кресла и выбросить его из кабины;

− покинуть самолет.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. С выбросом НАЗа не медлить, так как через 4 секунды произойдет его автоматическое разделение.

 

6.48.2. Для аварийного покидания самолета на земле после указанных выше действий, сесть на борт кабины ногами наружу и, ухватившись обеими руками за борт внутри кабины ближе к дуге козырька фонаря, сползти по фюзеляжу вниз, повернувшись лицом к обшивке. Затем снять одну руку с борта и, опираясь ею на прилив крыла, спрыгнуть на землю или, придерживаясь за переднюю часть фонаря, перейти на носовую часть фюзеляжа, сесть на конус и сползти с него вниз на землю.

 

6.49. Сброс тормозного парашюта при непреднамеренном (самопроизвольном) его выпуске в полете.

 

Признаки:

− высвечивание светосигнализатора ЗАМОК ТП ОТКРЫТ;

− при выпущенном шасси (до момента обжатия на посадке или после подъема переднего колеса на взлете) речевая информация: «Тормозной парашют сброшен».

 

Действия:

− снизить скорость, выполнение задания прекратить и следовать на аэродром посадки.