А. Николай I. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности» С. Уварова

1. Николай I был третьим сыном Павла I. Со старшими бра­тьями у него не сложились близкие отношения. Воспита­тель Николая I готовил его к военной карьере, особенно он увлекался военно-инженерным делом, прусскими военны­ми уставами.

2. Николай I отвергал идеи либерализма, конституцию, с пре­небрежением относился к духовной стороне жизни. Это был милитарист, суровый и неприхотливый в быту. В людях и чиновниках больше всего ценил исполнительность и по­корность. Понимал неизбежность реформ, но не решался отменить крепостное право, укреплял самодержавие, опи­раясь на армию и чинов­ничество, жестоко преследо­вал любую крамолу в России и за рубежом, за что получил прозвище «жандарм Евро­пы».

3. После подавления восста­ния декабристов было со­здано III Отделение, кото­рому поручались все поли­тические дела и контроль за умонастроениями. Началь­ником III Отделения и ше­фом корпуса жандармов стал барон А. X. Бенкендорф, личный друг Николая I. Прежде всего стали выяв­ляться и преследоваться любые оппозиционные кружки. Под жесткий цензурный кон­троль была поставлена печать. Цензоры должны были зап­рещать статьи и книги, в которых порицался монархичес­кий строй, критиковалась церковь.

4. В 30-е годы министр народного образования литератор С. Уваров выдвинул так называемую теорию «официаль­ной народности» в виде триединой формулы: правосла­вие, самодержавие, народность. Уваров противопоставил дворянскую революционность и верность народа самодер­жавию и православию. Он утверждал, что оппозиционные идеи приносятся с Запада, а исконно русскими чертами являются пассивность, набожность, вера в царя: «Царь правит народом, как отец, а народ не отделяет отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу». Многие русские общественные деятели поддержали эту теорию. Против выступил публицист друг А. С. Пушкина П. Я. Ча­адаев. В 1836 году он опубликовал в московском журнале «Телескоп» первое письмо из цикла своих «Философичес­ких писем», в котором излагались основные положения всего цикла. Чаадаев едко критиковал всю предшествую­щую историю России, крайне пессимистически оценивал ее настоящее и будущее. Он заявлял, что все беды России от ее отлученности от «всемирного воспитания человечес­кого рода», что национальное самодовольство и духовный застой препятствуют исполнению предначертанной ей свыше исторической миссии. За эту публикацию журнал был закрыт. По высочайшему повелению П. Я. Чаадаева объявили «сумасшедшим», за ним был установлен меди­ко-полицейский надзор. А теория «официальной народ­ности» на многие десятилетия стала главной идеологией самодержавия.