Общественно-политическая жизнь в стране в 1920-е гг.

Завершение гражданской войны потребовало от большевиков изменить систему контроля над общественно-политической ситуацией в стране. В декабре 1921 г. В. Ленин предложил, «в связи с переходом к мирному строительству», реорганизовать ВЧК, ограничив ее компетенцию политическими задачами. Декретом от 6 февраля 1922 г. ВЦИК реформировал ВЧК, возложив ее функции на НКВД, а в составе последнего создал Государственное политическое управление (ГПУ, председатель — Ф. Дзержинский). На местах вместо чрезвычайных комиссий были созданы политотделы.

В ноябре 1923 г. в связи с образованием СССР было учреждено единое для всего Союза самостоятельное ведомство охраны государственной безопасности — Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ, председатель — Ф. Дзержинский, с 1926 г. — В. Менжинский).

Первоначально органы ГПУ были лишены прямых карательных функций: декрет ВЦИК от 6 февраля 1922 г. извещал, что все преступления, направленные против советского строя, будут разрешаться исключительно в судебном порядке революционными трибуналами или народными судами. Однако через два года в составе ОГПУ появилось Особое совещание с правом внесудебного преследования граждан и вынесения окончательного приговора. В 1927 г. ОГПУ было предоставлено право рассматривать ряд дел во внесудебном порядке, при этом прокуратуре запрещалось самостоятельно возбуждать дела против работников ОГПУ.

В 1922 г. были приняты Гражданский кодекс, Земельный кодекс РСФСР, учреждена Государственная прокуратура. В том же году была проведена судебная реформа: созданы народный суд, губернский суд, Верховный суд республики с выборными судьями и народными заседателями.

В декабре 1921 г. по предложению Ф. Дзержинского ЦК РКП(б) принял решение провести открытый судебный процесс над эсерами. Суд состоялся в июне—августе 1922 г. Государственный обвинитель Н. Крыленко потребовал высшей меры наказания для 12 из 47 арестованных. В итоге обвиняемые были осуждены на сроки до 5 лет лишения свободы.

Состоявшаяся в августе 1922 г. XII конференция РКП(б) признала все небольшевистские партии и течения «антисоветскими», то есть антигосударственными. Тогда же были закрыты легально издававшиеся газеты и журналы социалистических партий. Однако провести открытый процесс против меньшевиков власти не решились. В июне 1923 г. ЦК РКП(б) была разработана секретная инструкция «О мерах борьбы с меньшевиками». Часть меньшевиков была выслана за границу в 1922 г. В 1923 г. начался распад меньшевистской партии. В середине 20-х гг. были ликвидированы последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков.

Летом 1922 г. ГПУ получило право на массовую высылку и ссылку отдельных групп и лидеров интеллигенции за границу и в глубь страны, а также право надзора над печатными органами, профсоюзами и съездами творческих организаций, профессорско-преподавательским и студенческим составом вузов. Наделенное новыми полномочиями, карательные и надзирательные органы активизировали работу среди интеллигенции.

В августе 1922 г. центральные газеты опубликовали сведения о Петроградской боевой организации, обвиняя ее в подготовке переворота. Активными участниками этой организации была объявлена группа российских ученых и деятелей культуры. Некоторые из них были приговорены к смертной казни, в том числе ученый-химик профессор М. Тихвинский, поэт Н. Гумилев и др. Тогда же, в августе 1922 г., по инициативе В. Ленина из страны были высланы около 160 оппозиционно настроенных деятелей науки и культуры («философский пароход»).

К середине 20-х гг. за границей оказались многие деятели русской культуры— И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Ме-режковский, А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, И. Репин, В. Кандинский, Л. Бакст и др. В 1921 г. выехал на Капри М. Горький. Некоторые из эмигрантов впоследствии вернулись в СССР: А. Толстой, А. Куприн, С. Прокофьев, М. Цветаева, М. Горький и др.

В 1928 г. в Москве состоялся показательный судебный процесс над инженерами и техниками шахт Донбасса («Шахтинское дело»). По обвинению во вредительстве и в связях с иностранными разведками к делу было привлечено 50 российских горных инженеров, в большинстве своем «старых специалистов», а также три немецких специалиста-консультанта. Под председательством А. Вышинского суд вынес 5 смертных приговоров. Сразу после процесса было арестовано около 2 тысяч технических специалистов, обвиненных во вредительстве. В целом за 1928—1932 гг. было уволено 138 тысяч служащих, 23 тысячи — лишены гражданских прав и т. д.

Продолжалось наступление на церковь. В августе 1917 г. в Москве состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви (РПЦ), который должен был решить вопросы внутрицерковной жизни – о восстановлении патриаршества, ограничении власти епископата, введении коллегиальных органов управления, расширении прав белого духовенства. По данным на 1914 г., в империи начитывалось 117 млн. православных, 48 тыс. приходских храмов, свыше 50 тыс. священников и диаконов и 130 архиереев в 67 епархиях. 5 ноября 1917 г. Патриархом Московским и Всея Руси был избран митрополит Московский Тихон (Белавин).

С приходом к власти большевиков обострилась ситуация во взаимоотношениях советской власти и церкви. Основы будущей государственной политики в области религиозных верований и образования были определены еще в программе РСДРП, принятой в 1903 г. Была провозглашена необходимость отделения церкви от государства и школы от церкви. В идеале должно было быть построено общество всеобщего равенства, в котором не оставалось места религиозным пережиткам.

В дни установления Советской власти в Москве в октябре-ноябре 1917 г. большевиками и их сторонниками был произведен обстрел Кремля, удерживаемого юнкерами. Эти действия большевиков были осуждены Поместным Собором и расценены как покушение на православную церковь и ее святыни. Церковь встала в оппозицию новому правительству; в свою очередь законотворческая деятельность большевиков уже в первые месяцы увенчались рядом декретов, разделяющих сферы влияния государства и церкви.

К числу этих документов относился декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, отрицавший законность церковного брака; декрет о передаче дела образования из духовного ведомства наркомату просвещения; постановление о национализации всех средств церкви; декрет об отмене государственных дотаций церкви и духовенству. Шла работа над декретом «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

В ответ на принимаемые законы Собором РПЦ было принято 2 (15) декабря нереальное в условиях советской действительности и ленинской политики определение «О правовом положении Православной Российской Церкви». Православная церковь заявлялась как первенствующая в Российском государстве, пользующаяся всеми правами юридического лица. Главой государства, а также министрами исповеданий и просвещения должны быть лица православной веры. Определение фиксировало и обязательность преподавания закона Божьего для детей православных родителей и незыблемость прав церкви на владение имуществом, а также получение дотаций.

Итогом законодательской работы и ответом на претензии Собора стал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918 г.). Этой мерой было осуществлено отделение церкви от государства, лишение ее прав юридического лица и собственности, передача богослужебных предметов и зданий во временное пользование религиозными объединениями, отделение школы от церкви.

Предпринимаемые властями меры вызвали неоднозначную реакцию в обществе: по стране прокатилась волна возмущений, сопровождавшаяся решительными действиями по закрытию храмов, конфискации церковных имуществ, преследованию духовенства и верующих. В феврале 1918 г. в Солигаличе вспыхнули волнения в связи с появлением слухов о намерении большевиков снять с могил кресты и ограды и переделать их на плуги. Власть перешла в руки восставших, но с помощью подошедших военных частей восстание было разгромлено, а виновные арестованы.

Немалое беспокойство в обществе вызвало исключение из школьной программы закона Божьего. К властям через прессу обращались обеспокоенные родители, призывая разрешить преподавание этого предмета для желающих. В Костромской губернии острая обстановка сложилась в населенных старообрядцами Варнавинском и Ветлужском уездах. Последовавшие здесь волнения в 1918 – 1919 гг. были определены властью как явление, всецело исходящее из политической отсталости крестьян и их религиозно-сектантского фанатизма.

Бесперспективность вооруженной борьбы с антицерковной политикой становилась очевидна. Восстания уступали место организуемым духовенством крестным ходам и проповедям, содержавшим послания Патриарха. Самое известное из них от 19 января 1918 г. объявляло анафему гонителям православной веры, что было сочтено большевиками объявлением войны. Вместе с тем отказ Патриарха Тихона благословить белое движение поставил церковь в нейтральную по отношению к советской власти позицию. Подтверждением такого подхода стало послание от 25 сентября 1919 г. «О прекращении борьбы с большевиками». Выполнение его носило односторонний характер, поскольку власть преследований в отношении духовенства не прекратила.

При реализации положений декрета «О земле» была начата национализация монастырских имуществ. Местными органами были составлены соответствующие инструкции о зачислении земельных угодий в запасной фонд и учете монастырских зданий и капиталов. В дальнейшем было выдвинуто требование ликвидации монастырей как «очагов контрреволюции».

Эти мероприятия совпали с усилиями власти по созданию сельскохозяйственных артелей и коммун (например, в Боголюбском монастыре был создан совхоз). В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1921 – 1922 гг. любые факты сопротивления конфискаций расценивались как подтверждение эксплуататорского характера церкви, ее стремления удержать награбленные у народа ценности.

В годы новой экономической политики проводилась более терпимая по отношению к религии политика. Но уже в середине 1920-х гг. «религиозный НЭП» стал сдавать свои позиции. В 1925 г. был создан Союз Безбожников – массовая организация, ставившая своей целью объединение всех атеистов для борьбы с религией. Через несколько лет к названию Союза добавилось слово «воинствующий» (СВБ), четко определявшее формы и методы его работы. Первоначально занимаясь индивидуальной агитацией и пропагандой, читками газет и журналов «Безбожник», докладами и лекциями, в том числе в подростковой среде, СВБ перешел вскоре к требованиям закрытия церквей и снятия колоколов.

В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против ряда служителей церкви. Некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем заключен в тюрьму.

После смерти Тихона в апреле 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Петр, но в декабре 1925 г. он был также арестован и сослан. Его преемник митрополит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали декларацию, в которой обязывали священников, не признавших советской власти, отойти от церковных дел. Против такого решения выступила группа священников, объединившихся вокруг митрополита Иосифа. Многие из них были высланы на Соловки.

В 1924—1926 гг. большинство членов ЦК Коммунистической партии поддержали идею о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Однако единого мнения по методам и путям строительства социализма не было. В руководстве партии и страны к концу 20 х гг. оформились по этому вопросу две стратегические линии.

Первую отстаивали Н. Бухарин (член Политбюро, редактор «Правды», секретарь Исполкома Коминтерна), члены Политбюро А. Рыков (председатель Совнаркома) и М. Томский (председатель ВЦСПС). Они выступили за одновременное достижение нескольких взаимосвязанных целей: повышение жизненного уровня широких масс, высокие темпы развития народного хозяйства, рост удельного веса «социалистического хозяйственного сектора».

Эти руководители заявляли о необходимости развития кооперации, отвергали волевые решения по повышению промышленных или резкому снижению сельскохозяйственных цен, а также усилению налогового давления на крестьянство, понимали пятилетний план как прогноз основных тенденций в развитии экономики с неизбежными поправками в будущем. Был сформулирован план создания регулируемого рынка с обязательным использованием товарно-денежных отношений и преодолением имеющихся диспропорций экономическими методами. В работах крупнейших экономистов того времени Н. Кондратьева, А. Чаянова, Л. Юровского выдвигались предложения о развитии товарно-социалистической системы хозяйства, об экономическом равновесии.

Вторую линию олицетворяли члены Политбюро И. Сталин, В. Куйбышев, В. Молотов и др. Они отвергали возможность сбалансированного, с учетом потребностей различных отраслей и групп населения, экономического развития, предлагали форсированное развитие тяжелой промышленности, коллективизацию деревни, рассматривали планы как директивы, обязательные для выполнения, поддерживали идею о способности рабочего класса опровергнуть объективные экономические законы, утверждали неизбежность обострения классовой борьбы. Такой политический курс был ориентирован на укрепление жесткой партийно-государственной системы, признание возможности значительных жертв ради достижения «светлого будущего».

Каждая из этих групп имела свою социальную и политическую базу. Группу Бухарина поддерживала часть партийной интеллигенции и хозяйственников, квалифицированные рабочие-коммунисты и зажиточные крестьян. Они осознавали бесперспективность командно-бюрократических методов, искали пути превращения промышленного рабочего в реального хозяина на предприятии.

Их мысли отражались в письмах, приходивших в ЦК партии: «хозяйственникам вместо ежемесячного оклада дать процент из доходов предприятия», передать предприятия коллективам, чтобы они «стали прямыми непосредственными хозяевами производства», идти по пути постепенного смягчения форм диктатуры пролетариата и «в недалеком будущем» отменить партийную монополию.

Но большинство членов партии поддерживали Сталина. Партийная и государственная бюрократия не хотела расставаться с рычагами власти. Крестьянская беднота и часть рабочего класса требовали решительных мер по перераспределению богатства, считая себя обманутыми революцией. В этих условиях руководство страны испытывало мощное давление низов, требовавших скорейшего воплощения социалистических идеалов.

Серьезное влияние на политику властей оказывала также оценка международного положения, придававшая уверенность в новом приливе «революционной волны» в капиталистическом мире, в приближении полосы «больших империалистических войн».

Открытое столкновение двух политических позиций — Бухарина и Сталина — произошло в 1928—1929 гг. Начало ему положил «хлебный кризис» осени 1927 г. Крестьяне перестали продавать хлеб государству, требуя повышения закупочных цен. К январю 1928 г. хлеба было заготовлено на 128 млн. пудов меньше, чем год назад.

Сталин считал, что кризис хлебозаготовок вызван нарушением экономических пропорций. Слишком слабая промышленность не может обеспечить выпуск необходимых товаров. Товарный голод не позволяет получить у крестьян хлеб экономическим путем в обмен на промтовары. В то же время мелкое крестьянское хозяйство в принципе не способно удовлетворить потребности растущей промышленности. Крупный же производитель — кулак — сознательно саботирует хлебозаготовки.

Сталин предложил сконцентрировать все финансовые и материальные ресурсы на решении проблемы индустриализации и заняться переустройством сельского хозяйства через создание высокотоварных коллективных хозяйств, которые не только эффективнее индивидуальных, но и больше соответствуют социалистическому идеалу.

Иного мнения придерживался Н. Бухарин. Он полагал, что к кризису привели чисто субъективные моменты: не был создан резервный фонд промтоваров; рост денежных доходов деревни не был сбалансирован налогами, что обострило товарный голод; были установлены низкие закупочные цены на хлеб. Бухарин предложил устранить все названные причины. Он не был против создания крупных коллективных хозяйств, но считал, что основой аграрного сектора еще длительное время должны оставаться индивидуальные крестьянские хозяйства.

На «места», для ознакомления со сложившейся ситуацией, выехали руководители партии. Сталин провел три недели в Западной Сибири и на Алтае. Применение насилия, чрезвычайные меры, конфискация хлеба, аресты стали массовым явлением в этот период. В 1928 г. Сталин заявляет о переплатах деревни за подъем индустрии как о «дани», «сверхналоге», вызванного необходимостью «сохранить и развить» темпы индустриализации.

Сталинская позиция вызвала возражения Бухарина и ее сторонников. Борьба в руководстве партии заметно усиливалась. В начале 1929 г. Бухарин был обвинен в секретных переговорах с Л. Каменевым. Решением ЦК ВКП(б) он был снят с поста редактора «Правды», а в ноябре 1929 г. выведен из состава Политбюро. Сторонника Бухарина, председателя СНК А. Рыкова освободили от занимаемого поста. На эту должность в 1930 г. был назначен В. Молотов.

Разгром группы Бухарина не означал прекращения борьбы за выбор тех или иных путей развития СССР. Основой противостояния являлось недовольство в обществе реальным положением дел в стране, несовпадение провозглашенных идеалов и проводимой политики, сама атмосфера подавления свободной мысли.