Восточнославянские племена; появление у них первых государственных образований

Первые упоминания о древних славянах содержатся в работах греко-римских и византийских авторов (Плиния Старшего, Тацита, Птолемея, Иордана, Прокопия Кесарийского и др.), а также в раннесредневековых летописях, хрониках, произведениях арабских авторов.

Древние славяне относились к индоевропейской семье народов. Славянские языки образуют группу в составе индоевропейской языковой семьи. Согласно доминирующему мнению, индоевропейцы выдвинулись из азиатских степей с тем, чтобы заполнить Европу и Ближний Восток, примерно в IV тыс. до н.э. По мнению учёных, уже во II тыс. до н. э. индоевропейцы составляли в Центральной и Восточной Европе особый массив из германцев, балтов, славян. Первоначально все они говорили на одном языке.

Центром сосредоточения славянских племён стал бассейн реки Вислы. Становление праславянского языка относится к I тыс. до н. э.

Близость славянских и балтийских языков дала основание ряду учёных предположить существование в течение некоторого времени балтославянского единства, позднее распавшегося на праславян и прибалтов - предков эстонцев и латышей. Соседями славян до их расселения с прародины были германцы, балты, иранцы, италики и кельты.

Раннеславянские племена также передвигались на соседние территории. Анты, склавины вторгались на Балканский полуостров, нападали на византийские провинции с севера и северо-запада.

Раннеславянские племена (анты, склавины) распадались на отдельные племенные группировки: уже в VII в. известны дулебы. Вероятно, тогда же существовали и другие племена славян, перечисленные в «Повести временных лет» (поляне, северяне, древляне, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты, радимичи, дреговичи, вятичи и др. )

К середине VII в. славяне расселились почти по всей территории балканского полуострова. Они заселили Фракию, Македонию, значительную часть Греции. Немало славян переселились в Малую Азию. Территория Восточной Римской империи от Дуная до Эгейского моря была занята славянами, основавшими здесь впоследствии свои государства: Болгарию, Хорватию и Сербию. В итоге расселения славян по огромным пространствам, имевшим различное местное население, этническая и языковая общность славян начала постепенно разрушаться, что привело к образованию трёх славянских группировок - западной, восточной и южной.

 

Становление восточной ветви славянства началось не ранее, чем в VIII-X вв. и частично совпало с образованием Древнерусского государства.

Восточные славяне взаимодействовали с балтами, финно-уграми, тюрками, а также с арабами, византийцами, скандинавами. К IX-X вв. они занимали пространство от Чудского и Ладожского озёр на севере до Чёрного моря на юге; от Восточных Карпат на западе до нижней Оки на востоке. Наряду с подсечным, полевым пашенным земледелием и оседлым скотоводством, они занимались также охотой, рыболовством, бортничеством и другими промыслами. Развивались ремёсла (выработка железа, кузнечное, ювелирное, гончарное и др.). Торговые связи поддерживались на пути «из варяг в греки» и по Волге.

Жили восточные славяне, в основном, территориальными общинами, поселения группировались гнёздами. В IX-X вв. на восточнославянских землях появились города: Киев, Ладога, Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др. Возникали возглавлявшиеся местными князьями союзы племён. Наиболее крупные племенные союзы сложились в районах городов Киева и Новгорода. Будучи язычниками, восточные славяне поклонялись Перуну - богу грозы, Хорсу - богу солнца, Волосу -покровителю богатства и скота и др.

Образование единого восточнославянского государства было ускорено проникновением в восточное славянство представителей варяжских племён. Согласно преданию, получившему отражение в «Повести временных лет», в 862 г. разноплеменные жители района озера Ильмень пригласили из-за моря правителя, который устраивал бы всех. По-видимому их призвали для того, чтобы иметь противовес в борьбе с набегами других племён и для преодоления острых внутренних противоречий. Откликнувшимся на этот призыв правителем стал варяжский князь Рюрик. Современные исследователи пришли к выводу о возможной славянской природе варягов и славян. Антропологи, археологи, лингвисты пишут о переселении из Южной Балтики части южнобалтийского населения в Северо-Западную Русь. По мнению академика В.Л. Янина, импульс передвижения основной массы славян на земли русского северо-запада исходил с южного побережья Балтики, откуда славяне были потеснены немецкой экспансией.

«Наши пращуры» призвали Рюрика из пределов Южной Балтики, откуда многие из них и сами были родом. Можно сказать, они обратились за помощью к дальним родственникам», - пишет в своём исследовании об истории Руси В.В. Фомин. Многие современные учёные считают, что варяги - славянские насельники Южной Балтики.

Как представляется, норманнский, варяжский фактор занял определённое место в становлении российской государственности. На обширном пространстве - от Ладоги до днепровских порогов множество мест носило норманнские названия Со временем следы норманнской культуры окончательно исчезли под мощным слоем славянской культуры.

Название «Русь» получила та местность в Нижнем Поднепровье, которую норманны-руссы освоили уже в первой половине X в. и в пределах которой к началу XI в. завершилась их полная ассимиляция местным славянским населением. Норманны бесследно исчезли, но земля, ассимилировавшая руссов, стала называться «Русь».

В последней четверти IX в. два центра восточных славян - Новгород и Киев - были объединены князьями династии Рюриковичей, что положило начало образованию Древнерусского государства. Процесс образования государства у восточных славян совпал с аналогичным процессом, протекавшим в IX-X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В этот период образовались государства: Великоморавское княжество, Чешское, Древнепольское, Датское королевства.

Как известно, появление первых государственных образований связано с периодом разложения родоплеменного строя и формированием раннефеодальных отношений. Под генезисом феодализма подразумевается период зарождения, становления и функционирования раннефеодальных социально-экономических и политических институтов. В разных странах этот процесс происходил по-разному. Однако ведущей тенденцией при этом была не феодализация, а эволюция дофеодальных структур. Что касается феодального способа производства, то она стимулировала генезис и постепенное возрастание крупного и среднего землевладения.

На заре появления первых государственных форм, когда начали определяться основные параметры будущей политической структуры, первоначальной нормой было появление уже проявившей себя в эпоху неолита авторитарного типа власти. Такая власть предполагала полное и абсолютное господство выделившейся из развивающегося общества его политической элиты, которая имела возможность сосредоточить в своих руках формирующуюся систему администрации. Ещё в полупервобытном обществе существовали два основных слоя - управляющие и управители. Слой управляющих был из руководителей общинных коллективов. Слой управителей сочетал функции политические и религиозные (Египет, Шумер).

Западноевропейские государства раннего средневековья возникли в результате распада родоплеменного строя и синтеза варварских и античных элементов. В письменном законодательстве VI в. («Салическая правда») люди, как правило, разделялись на свободных и несвободных в национальном отношении на франков (бургундцев, лангобардов и. т.п.) и «римлян» (местное покорённое население). Постепенно завоеватели и завоёванные слились друг с другом, образовав новые этносы. С IX по XI вв. в Западной Европе сложились три сословные группы: дворянство, духовенство, крестьянство.

В VI-IX вв. наиболее крупным государством в Западной Европе было Франкское. Оно включало в себя территории современной Франции,

Бельгии, Швейцарии и юго-западной Германии. Раннефеодальные отношения складываются в нём в так называемый «период Меровингов»— первой королевской династии (конец V - начало VIII в.) Феодализация началась первоначально в гало-римской среде, где развивались новые формы зависимости колонов и рабов. Колоны занимали промежуточное положение между рабами и свободными. Шёл процесс формирования крупной землевладельческой знати, претендующей и на политическую власть.

В королевстве Меровингов существовали крупные землевладельцы, потомки римских сенаторов, а также епископы, обычно жившие в прежних римских поселениях, перераставших в города с торгово-ремесленным населением. Земли, которые принадлежали вассалам короля, - это прежде всего более или менее свободные, либо заново возникшие деревни-общины, марки, где привычные отношения колоната трансформировались в феодальную зависимость от высокопоставленного сеньора. Королевство делилось на графства. Графам подчинялись должностные лица, руководившие более мелкими административными подразделениями -сотнями. Сотники контролировали деятельность народных собраний. В середине VIII в. крупные земельные владения стали даваться за службу -бенефиции (условные держания).

На этапе становления зрелого феодализма (VIII - середина IX в.) («период Каролингов») формируется вассалитет. Обязанности вассала служить королю оформлялись договором и клятвой верности. Одновременно проводится бенефициальная реформа. Бенефиций -условное срочное пожалование за выполнение военной или административной службы. Со временем из пожизненного владения бенефиций превращается в наследственное владение. Идёт процесс формирования крупной феодальной собственности; свободные крестьяне превращаются в зависимых.

Высшей властью был признан король, превратившийся в выразителя интересов феодальной знати. Главную роль в управлении на местах играли графы и маркграфы. В их руках была сосредоточена судебная, административная и военная власть в графствах. В системе центрального аппарата были канцлер (управляющей делами), архикапеллан (управляющий духовными делами) и пфальцграф (управляющий дворцовым хозяйством). При Карле Великом практиковались иммунитеты, когда отдельные лица освобождались от надзора со стороны должностных лиц и от налогов.

Раннее Средневековье знало государственные образования вестготов, остготов, бургундов, лангобардов, франков. Во главе их, как правило, стояли короли. Короли выступали не столько как военные предводители племён, а скорее как главы военно-землевладельческой верхушки, производящей в своих интересах перераспределение земельной собственности. Королевская власть зависела от феодальной аристократии. От собрания магнатов зависело издание законов, разрешение вопросов о нойне и мире, назначение налогов, раздача привилегий.

Народное ополчение, прежде представлявшее основную силу германских племён, после перехода к прочной оседлости и превращения свободного воина в крестьянина, отходит на второй план перед феодальными дружинами, перед профессиональными конными воинами-рыцарями, которые начинают представлять главное ядро военных сил в нарварских королевствах. Как короли, так и магнаты стремятся иметь в своём распоряжении как можно больше дружинников - рыцарей, обязанных нести военную службу и обеспеченных земельными пожалованиями и трудом подвластного населения.

Феодальное королевство - это союз сеньорий, как система договорных отношений. Крупные сеньоры были непосредственными вассалами короля; у них были свои вассалы, у которых, в свою очередь, могли быть свои вассалы.

Западноевропейские города находились в феодальной зависимости от сеньоров. Они несли в их пользу денежные и натуральные повинности. Иногда власть над городом находилась в руках нескольких феодальных сеньоров. Они делили между собой внутри города дома, жителей, сбор повинностей. Так, Париж был поделён между королём и епископом. 1 орода представляли феодальную собственность сеньоров, которую можно было продавать, дарить, давать в приданое, передавать по наследству, делить между несколькими наследниками. Население городов складывалось из лиц, находившихся в различных формах феодальной зависимости от местных сеньоров, и из пришельцев. Это разнородное население было в некоторых отношениях объединено. В нём складывались союзы, основанные на единстве хозяйственных интересов. В корпорации объединялись не только купцы и ремесленники, но и врачи, учёные и другие представители городской общественности. В городах появились ремесленные организации. Они также объединялись в цехи. Цехи пользовались известным самоуправлением. На общих собраниях мастеров выбирались старшины. Цехи располагали известной юрисдикцией по делам цеха. В них существовал надзор и контроль над работой своих членов, а также полицейская власть. Цех пользовался монополией на свою отрасль производства. Члены цеха должны были оказывать друг другу поддержку в работе. Цех определял число учеников и подмастерьев, которых мог держать каждый из его членов. Цех устанавливал цены на товары и тем самым регулировал заработок своих членов. Цех образовывал особый отряд для защиты города.

Сеньоры имели право контроля над цехами. Цех должен был участвовать в уплате сеньору рент и отбывании в его пользу тех или иных повинностей.

Города боролись за свою независимость. В результате получения прав и привилегий разрозненная масса горожан образовывала корпорацию, являющуюся носительницей этих привилегий. Горожане составляли особое привилегированное сословие, отличающееся своими «вольностями» от народной массы. Все горожане считались лично свободными. Крепостной, если ему дозволялось прожить в городе определённый срок (например, один год и один день), становился свободным. Городские жители имели свои суды, в которых заседали выборные. Город мог выкупать у сеньора пошлины на торговлю, право постоя, реквизиции. Права гражданства тесно связывались с уплатой налогов. Во главе городского управления стоял городской совет, сохранявший в большей или меньшей мере выборный характер. Позднее во главе совета становился выборный мэр или бургомистр.

8.Зрелое средневековье. Крестовые походы и Столетняя война

Зрелое средневековье — второй этот литературной эпохи сред­них веков. Хронологические границы этого этапа — XI—XV вв. (для Италии — вторая половина XIV в.). В исторической жизни Западной Европы это был период, когда окончательно осуществил­ся переход от варварских империй к классической феодальной государственности. Средневековое дворянство становится господ­ствующим классом во всех сферах жизни: политике, экономике, культуре. На этом историческом отрезке состоялись все восемь крестовых походов (1095—1291 гг.). Европейское рыцарство при­шло в Сирию, Палестину, Египет. Четвертый крестовый поход за­вершился взятием Константинополя, созданием Латинской импе­рии, просуществовавшей более полувека. Контакты Запада и Востока устанавливались на жестоких законах завоевательных войн: походы привели к неисчислимым человеческим жертвам, ут­рате огромного числа художественных ценностей. Но они же раз­двинули границы средневековой Европы, расширили ее торговые связи, приобщили дворян к утонченной восточной культуре. В по­вседневный быт европейцев вошли сахар, лимоны, рис, тонкие ви­на, лекарства, белье, ванны и многое другое. Походы принесли ро­мантику странствий и воинских приключений; осознание рыцарями всех стран общности их высшего призвания — освобож­дения "гроба Господня" от неверных — способствовало выработке чувства европейского единства.

Зрелое средневековье отмечено принципиальными изменения­ми в европейской культуре. Именно в это время осуществляется переход от устной традиции к письменной. Меняется и сама пись­менная литература. Если раньше она создавалась почти исключительно на латыни, то теперь она переходит на новоевропейские языки. В XII—XIII вв. функцию универсального языка светской культуры берёт на себя французский. Сферой же латыни остается область науки и религия. Растет книжное дело. Древний свиток ус­тупает место рукописной книге. Именно теперь утверждаются и основные принципы оформления книги (формат, красная строка, заставки, соотношение площадей текста и полей), сохранившие свое значение до нашего времени. Возрастает интерес к античной науке и культуре. Век XII проходит под знаком философии Плато­на, век XIII — философии Аристотеля. В школах изучают класси­ческую латынь прозы Цицерона и поэзии Вергилия. Новые ноты появляются в богослужении: интимнее, личностнее становится мо­литва. В искусстве полнее раскрывается земная природа Иисуса Христа: его любовь, доброта, страдания.

Непререкаемый авторитет в области религиозно-философской мысли Аврелий Августин уступает свое первенство Фоме Аквинскому (1225/26—1274 гг.), причисленному в XIV в. к лику святых. В учении этого крупнейшего теолога отчетливо проявились новые веяния. Если Аврелий поставил веру над разумом, источником знания считал человеческую душу, а формой познания — просвет­ление, то Фома Аквинский отстаивал гармонию веры и разума. Аквинат учил: не следует отрицать разум науки, а нужно направлять ее на служение догматам веры. Философия должна служить теоло­гии, убеждать в справедливости ее принципов. Одно не исключает другого: истины теологии достигаются откровением, истины науки — разумом, чувственным опытом.

Фому Аквинского интересовали и проблемы искусства. Как и Аристотель, он считал творчество "подражанием" а к критериям искусства относил такие объективные признаки, как целостность, пропорцию (или созвучие), ясность (или блеск). Это не отменяло, однако, того, что красоту Фома Аквинский выводил из божествен­ного начала. Мир — книга, написанная Богом. За каждым кон­кретным предметом стоит сокровенный смысл. Видимый мир — символ мира высшего. Трактуя природу эстетического чувства, теолог приходил к выводу о том, что оно носит бескорыстный, не­заинтересованный характер. Радовать и восхищать человека может и то, что не служит предметом непосредственного поддержания его жизни. К примеру, гармония звуков прекрасной музыки.

Эстетические вкусы на этапе Зрелого средневековья заметно меняются. Складываются объективные условия для появления но­вого типа литературы. Эта литература получает название "рыцарской" (или "куртуазной", что значит "вежливый", "учтивый") и находит свое выражение в области лирики и романа.

Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы,носили на правом плече красное изображение крестас изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.