Психологические особенности нравственного воспитания (Л. Кольберг)
Нравственное воспитание – это система ценностей, приоритетов, а также поведения, основанного на реализации нравственных норм, являющаяся основой воспитания. Кольберг предложил теорию поэтапного нравственного развития личности, а также способы, позволяющие эффективно осуществлять нравственное развитие детей. Основываясь на теории Пиаже о том, что развитие ребенка проходит ряд стадий, Кольберг выделил следующие уровни нравственного становления личности:
I – преднравственный (доморальный) – дети до 10 лет.
Включает в себя 2 ступени:
1-ориентация на наказание – ребенок ведет себя по нормам, чтобы избежать наказания.
2-уровень гедонизма – ориентация на удовольствие, на похвалу (ведет себя в соответствии с нормами, получая от этого удовольствие).
II – конвенциональный (условно-ролевой) – до 13 (12) лет:
1-мораль «хорошего мальчика» - поддержание добрых отношений.
2-ориентация на установленный порядок, на авторитеты.
III – постконвенциональный (мораль высоких нравственных принципов):
1-мораль, выражающая принципы законов, конституции и других общественных договоров, т.е. мораль хорошего, законопослушного гражданина.
2-ориентация на принципы совести (ступень совести, индивидуального представления о справедливости); справедливость – выше законов (по мнению Кольберга, не более 10% взрослого населения достигает высокого уровня нравственности).
Кольберг предложил 2 основные вещи: использование специально разработанных дилемм и включение учащихся в жизнь школы, созданной на основе демократии. Для диагностики, а также для развития нравственных представлений Кольберг разработал систему специальных дилемм, т.е. заданий с различными вариантами выбора. Основу практической реализации теории Кольберга составляет создание справедливых сообществ. Справедливые сообщества – это альтернатива традиционной школы. Оно состоит из детей с девиантным поведением, неуспеваемостью, у которых проблемы с законом. Первое справедливое сообщество было создано в Бостоне в 1974 г., опираясь на идеи Самерхила. Самерхил – местечко в Великобритании, где была создана школа на основе идей свободного воспитания. Основное: необязательность посещения учебных занятий, дети могли посещать занятия, а могли заниматься в различных мастерских (фермы, теплицы и т.д.), могли играть. По пятницам проводились собрания – обсуждались проблемы, волнующие учителей. Журналисты пишут, что Самерхил – «детский рай», где все ориентировано на развитие ребенка. Дети предоставлены сами себе, их свобода не ограничена. Для значительного количества детей в Самерхиле теоретические знания оказались востребованными, дети по собственной инициативе включались в образовательный процесс. Первое справедливое сообщество возникло внутри школы. Отбирались граждане, совершившие противоправные действия, дети с академической неуспеваемостью и т.д. С этой группой и учителями Кольберг выработал общие нормы жизни. И первое, что предложили дети – необязательность посещения занятий. Но надо было создать мастерские, студии, чтобы дети занимались там, а не просто бездельничали. Позже по запросам граждан «справедливого сообщества» были введены дополнительные предметы. 90% граждан «справедливого сообщества» поступило в колледжи и университеты, а в традиционной школе – только 50%. У учителей и учеников были равные права и совместное участие в органах управления. Члены справедливого сообщества обсуждали возникающие и поставленные пред ними дилеммы; у них высокий опыт решения проблем. Позже Кольберг провел сравнительный анализ разных вариантов школ: - традиционная школа; - обсуждение нравственных проблем на основании дилемм; - «справедливое сообщество» без обсуждения нравственных проблем. В последнем случае показаны самые высокие результаты в нравственном развитии, а также в академической успеваемости. Существующие сегодня «справедливые сообщества» тесно связаны с социумом. Совместно с родителями и учителями дети ставят спектакли, концерты, проводят социальные опросы, занимаются благотворительностью.