Административная реформа сельской общины
5 октября 1906 года был издан указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний»[63]. Указом был предусмотрен широкий ряд мероприятий, ослаблявших власть сельского общества над своими членами:
— для поступления на учебу и в духовное звание более не требовалось разрешение (увольнительный приговор) сельского общества;
— дозволялось поступать на государственную службу, заканчивать курс учебных заведений, продолжая при этом оставаться членом сельского общества;
— разрешалось одновременно быть членом нескольких сельских обществ;
— разрешалось увольняться из сельских обществ, не испрашивая их согласия (при условии отказа от пользования мирской землей).
Ряд положений указа был направлен на расширение правоспособности крестьян с целью уравнения их прав с другими сословиями:
— крестьянам, как и всем другим лицам бывших податных сословий, дозволялось поступление на государственную службу (ранее от крестьян требовался образовальный ценз в размере программы 4-классного уездного училища);
— были полностью отменены подушная подать и круговая порука в тех немногих местностях, где они еще существовали;
— было отменено наказание крестьян земскими начальниками и волостными судами за мелкие проступки, не перечисленные в законе;
— крестьянам было разрешено обязываться векселями;
— тем крестьянам, которые имели необходимое цензовое имущество, разрешалось участовать в выборах в Государственную Думу по соответствующим цензовым куриям;
— крестьяне самостоятельно избирали гласных в земские собрания (ранее крестьяне избирали несколько кандидатов, гласные выбирались из их числа губернатором);
— уездные съезды могли отменять приговоры сельских обществ только по причине их незаконности (ранее дозволялось это делать под предлогом нецелесообразности решений, то есть произвольно).
Положения данного указа рассматривались правительством как временные и переходные до момента реализации куда более широкой по замыслу реформы местного управления. Однако, сам указ застрял в III и IV Думах навсегда. Законодатели двух учреждений — Думы и Государственного Совета — оказались неспособными найти компромисс, и предпочли бесконечные затяжки в принятии законопроектов какому-либо конструктивному решению. Соответственно, не приходилось даже думать о законодательном утверждении и каких-либо последующих, более радикальных, мер. В результате, временные правительственные меры 1907 года продолжали действовать до 1917 года без изменений.