Промыслы
Жители Коми края продолжали заниматься охотой и рыболовством, продукция которых (особенно на верхней Вычегде, Удоре и в Ижмо-Печорских волостях) шла не только на личные нужды, но и все больше на продажу. На местных ярмарках продавались семга и другая рыба, а из охотничьей добычи ведущее место занимали рябчики и беличьи шкурки; более ценного меха в крае практически не осталось, хотя продавалась и некоторая другая пушнина: горностаи, лисы, песцы, рыси и др. Если в XVII в. охотники пользовались, в основном, луком и стрелами, то в XVIII столетии все больше стало использоваться огнестрельное оружие. Уже в XVIII в. наметилась тенденция к сокращению охотничьего промысла, поскольку истреблявшегося в больших количествах пушного зверя становилось все меньше. В XIX в. эта тенденция усилилась. В 1841 г. власти отмечали: “Охотничий промысел в лесных волостях Вологодской губернии в последние годы сделался менее прибыточным, по причине истребления дичи и пушных зверей, частично же от уменьшения самих лесов”.
В XVIII в. на Ижме стал развиваться замшевый промысел. Появились “замшевые избы” - специальные предприятия по производству замши. В 1834-1835 гг. в Ижемской волости насчитывалось 67 “замшевых изб”, большинство которых было создано “без дозволения начальства” (две самые старые из них существовали с 70-х и 80-х годов XVIII в., а остальные возникли в XIX в.). В замшевых мастерских поначалу работали хозяева и их родственники, только в некоторых наиболее крупных были немногочисленные наемные работники. К середине XIX в. заведения с наемным трудом стали преобладать. Многие мастерские выделывали “оленьи шкуры на замшу” на заказ; возможно, были и работавшие на рынок. К началу 50-х годов XIX в. число “замшевых изб” сократилось более чем вдвое “по случаю падения оленей”, “по бедности”, “по ветхости” и т.д. Ижемская замша продавалась на ярмарках в Пинежском и Шенкурском уездах, в Архангельске, в Вологодской губернии, на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде, в Москве, Петербурге и других городах России.
Заметно расширился в конце XVIII - I половине XIX вв. судостроительный промысел. В Яренском уезде судостроением (для перевозки сереговской соли) занимались жители Гама, Жешарта, Усть-Выми, Оквада, Коквиц, Палевиц, Серегово. На Коберской пристани изготовлялись суда для перевозки сысольского железа на ярмарку в Нижний Новгород, а в Койгородке, Визинге и Вотче - для перевозки в Архангельск зерна, муки и некоторых других продуктов из Прикамья. На верхней Печоре строились суда для перевозки точил и точильных изделий местного промысла вверх по реке до Якшинской пристани. В Усть-Неме готовили суда для тех же товаров, отправлявшихся в Усть-Сысольск и Устюг. Наиболее крупным центром речного судостроения в Коми крае оставалась Ношульская пристань.
Как свидетельствуют документы, жители края строили суда без чертежей, “по обычаю предков”, “по опыту и преданию, переходящему наследственно”, “по одному навыку, под присмотром крестьян, более в сем упражняющихся”. Изготавливалось все при помощи топора. Так как при этом уходило много леса, власти в XVIII в. начали кампанию за экономию против “топорных досок”. Появились указы, предписывающие использовать пилы и делать суда из выпиленных досок, а изготовителей и владельцев “топорных судов” штрафовать и облагать двойными пошлинами. Но в Коми крае пиление досок распространялось очень медленно. В 1839 г. крестьяне осаждали прибывшего представителя лесного ведомства просьбами содействовать отмене “антитопорного” постановления. Чинновник убеждал их, что пиление досок выгоднее: качество досок лучше, меньше времени уходит на работу. У крестьян была своя логика: лишних денег у них нет, а топор дешевле, чем пила, которую к тому же, в отличие от топора, ни для какого другого дела использовать нельзя. А что до времени, то его беречь не к чему, поскольку они все равно не могут “употребить оное с пользою для себя”. И все же в первой половине XIX в. появились лесопильни для нужд Сереговского и сысольских заводов, на Ношульской пристани, а в 40-е и особенно 50-е годы XIX в. постепенно стала распространяться ручная распиловка среди занятых судостроением крестьян.
Немало крестьян в поисках дополнительного заработка занимались “отхожими промыслами” за пределами Коми края, “где кто какое себе по мере его разума и склонности способное мастерство и место сыскать может”. Получив “годовые паспорты”, или краткосрочные “билеты” “на отлучку”, жители Коми края уходили “для производства черных работ и некоторых ремесел, как-то: сапожного, портного, слесарного”, “для ... услужения”, были печниками, каменщиками, землекопами, коновалами в Москве, Петербурге, Архангельске и других городах Европейской России и Сибири. “Многие из мезенских зырян для приискания выгоднейших промыслов ежегодно расходятся по разным губерниям и работая на фабриках в Москве и Петербурге, отличаются быстротою, понятливостью и особенным усердием”; “зыряне ...лучшие печатники в петербургских типографиях”, - сообщали современники.
Усть-цилемцы занимались перевозкой различных грузов. Документ XIX в. сообщает, что “жители в зимнее время нанимаются на лошадях в извозы”, “по первому пути вывозят” с нижней Печоры “выпромышленную осенью рыбу” на Мезень и Пинегу. Ижемцы участвовали “в перевозке товаров на ярмарки и с оных в обе столицы и г.Архангельск, а также в перевозке в разные места с заводов казенной соли”. Жители лузских и летских селений в XIX в. активно занимались “возкою разных тяжестей из разных городов до Ношульской пристани и прочих мест”. В селе Летка и окрестных деревнях извозом промышляла почти половина мужского населения.